Пятое Измерение
ДзенРу
архив рассылки

почтовая рассылка #11
7 апреля 2003 года

Газета "Пятое Измерение"
интернет-выпуск

сайт газеты | форум | архив рассылки


Лучшие статьи 16-го номера

Алхимическая формула Творца
Интервью с Марком Розовским

У нас в гостях — Марк Розовский, главный режиссер и художественный руководитель театра "У Никитских ворот".

— В афише театра я увидел очень точное, задевшее меня, название — "Самосожжение Марка Розовского". Это же, наверно, больше, чем просто поэтическая метафора? Почему самосожжение?
— "Самосожжение Марка Розовского" — это спектакль-концерт, где я пою песни из своих мюзиклов, из своих постановок театральных. Я грешен тем, что довольно часто придумываю мелодии песен, хотя не имею на это никакого права — хотя бы потому, что не знаю ни одной ноты и пою по слуху.
— Да, я обратил внимание, что текст, музыка и постановка спектакля — Марка Розовского. Но почему "Самосожжение"?
— Ну…
— Простите за шутку, Вы что — Джордано Бруно?

— Конечно, здесь есть какая-то доля иронии. Зрители, приходящие на этот мой концерт, они замирают в ожидании — когда же, когда же оно начнется? Когда же начнется… то, что обещано!!! Хотя есть кое-какие объяснения этому названию: я исполняю песню на стихи Юнны Мориц, стихотворение называется "Несгораемое", и это стихотворение Юна посвятила моей персоне. В нем говорится о творчестве, о том, что творчество непобедимо именно своим моцартианством и стремлением создавать что-то нетленное. С другой стороны, я, как исполнитель, так себя трачу на этом спектакле, на этом концерте, что, как я говорю в финале — "если вы видите, что от меня осталась какая-то горстка пепла или праха, то, будем считать, что я свою задачу выполнил".
— Ваша задача стать горсткой пепла?
— Я "сгорел" при исполнении своих произведений, которые зритель послушал! Это настолько эмоционально, настолько сильна вытрата актерская, что дает право такого иронического комментария к самому себе. Вот, собственно, чем вызвано это название. Это “черный юмор”.
— Да. Хорошо.
— Я, просто, устанавливаю здесь некие свои пожелания, что ли, актеру — ”сгорать на сцене дотла, тратиться дотла!” Это очень сегодня важно. Да это и всегда было важно, но на сегодня очень много искусства без вытраты, искусства холодного, мертвого. Искусства без искусства вызывать сочувствие, без искусства вызывать сопереживание. Я люблю другое — "от сердца к сердцу". То, что идет от сердца к сердцу. Если это пылание, пламень, так сказать, души — зритель чувствует. Даже когда актер играет очень скупо, даже когда он играет очень внешне, может быть, без каких-то ярких красок, а внутри все напряжено — это, все равно, самосожжение.
— А Вы бы не могли сформулировать "зачем"? Зачем это делать? Зачем гореть, сгорать? Выдавать это пламя?
— Зачем? Как сказал Гоголь, "много можно сделать этаких зачем".
— Да, “один дурак может одним вопросом поставить в тупик тысячу мудрецов”. Древнекитайская мудрость.
— Зачем? Зачем искусство? Зачем вообще мы живем? Зачем.
— Мне бы хотелось услышать Вашу точку зрения. Если это можно сформулировать.
— Когда-то я ставил Карамзина, и с большим удовольствием человека — который был в тот момент любознателен, но просто не ведал — я вдруг узнал, что Николай Михайлович Карамзин ввел в обиход русской речи два слова. Одно слово — "промышленность", а другое слово — "трогательность". До Карамзина эти слова в русском языке отсутствовали. Оба этих слова. Вот такой диапазон, такой, казалось бы, контраст. С промышленностью все ясно, потому что она развивается по законам расчета, просчета — там необходима точность. А то, что мы называем "трогательностью" — это из области не просто чувств, а каких-то изысканных чувств. Потому что для того, чтобы что-то на сцене произошло трогательное, для этого нужно себя потратить. Должна быть какая-то душевная затрата. Какой-то сигнал из мира неведомого поступает нам. То, что называем лаской, нежностью, какой-то эмоциональной тонкостью. Все это из мира, где нет никакой точности. Трогательность нельзя потрогать. Трогательность возникает из чего-то неуловимого. Искусство, которое оказывается трогательным, для меня — высшее искусство. Искусство, которое не трогает, не обращено от сердца к сердцу, оно для меня скучно, оно мимо человека, оно идет над человеком, но никак не вместе с человеком. Поэтому "зачем"? Затем, что это нужно человеку для его общения. Жизнь прекрасна, прежде всего, своей возможностью общения. А театр — есть одно из самых удивительных чудес на свете, потому что это бесконечно разнообразное средство общения. Живое существо тем и отличается от всех других материй, что в нем, в этом живом существе, что-то клокочет, что-то переливается, что-то возникает, что-то чему-то соответствует или не соответствует, что-то бурлит, что-то хранится, наконец, до поры до времени и должно быть выплеснуто. Мы уже проникли в космос, но мы до сих пор не знаем, что такое характер. Чем объяснимо, что Вы, лично Вы, сегодня придете домой, ляжете спать, проведя какой-то день, где проявлялся Ваш характер? Где секрет того, что завтра утром Вы проснетесь и будете с тем же самым характером? Это что, химические процессы? Где он хранится, этот характер? В мозгу или в позвоночнике? Где эти секреты обрабатываются, где они перерабатываются, и где, что самое потрясающее, они хранятся на протяжении жизни Вашей? У меня — мой характер, у Вас — Ваш характер, у нее — ее характер. У нас у всех две ноги, две руки, два глаза, рот, уши, где-то мы все по этой части генетически уже просчитаны, есть геном человека. А где в этом геноме то, до чего добраться вообще не возможно?
— Где?
— Поэтому когда мы задумываемся над тем, что есть человек — вот это самое интересное, вот этим и занимается искусство. Хм. Зачем, вы скажете. А затем, что сегодня вечером — я могу ответить просто — был полный зал, и люди пришли и получили удовольствие.
— С моей стороны это лишь — "примитивная формулировка вечного вопроса"...
— А если они не получат удовольствия, те которые придут, значит, простите, они будут раздражены, значит, они не придут в театр, значит этот театр будет их мучить. Иногда даже бывает очень интересная реакция у иных зрителей на спектакле! Спектакль может дико не понравиться, но он так раздразнил зрителя, что он от него не может отстать, отойти! Спектакль, который его держит! И это тоже средство влияния на человека с помощью образов.
— Итак. Зритель придет, ему понравится — не понравится… Спектакль это что — средство доставления удовольствия зрителю?
— Нет, это результат. Удовольствие — это результат.
— Это средство сказать что-то, сделать что-то?
— Сначала… Сначала это, просто, некое творение мира. Это сотворение мира. Вы сейчас будете улыбаться, но я каждый раз, ставя спектакль, делаю то же самое, что делал сам Бог.
— Я не буду улыбаться!
— Потому что я пространство и время соединяю с человеческой плотью. Понимаете? Человеческой плотью артиста. Беру некое пространство и его преображаю и созидаю это пространство в кубике сцены. На пустом пространстве, как говорил Питер Брук. Театр там, где пустое пространство чем-то заполняется, понимаете? И если это что-то несет в себе образ, значит, это уже искусство. Если это просто заполнение пространства — это та натура, природа, в которую мы все погружены в обыденной жизни.
— А в театре…
— В театре — мир, который я создал. Вернее так — "организовал". Потому что создал его не один я. И тогда возникает вопрос ответственности организатора этого мира. Творец — его можно записать с большой буквы, потому что он создал новый убедительный и заразительный мир. Сейчас у меня, кстати, пока мы разговариваем, у меня там Гитлер бегает по сцене. (* во время интервью на сцене театра “У Никитских ворот” шел спектакль “Майн Кампф. Фарс” Джорджа Табори — прим. редакции) И — давайте задумаемся — сто человек, сидящих в зале, вот в этот момент, когда мы с вами разговариваем, купили за деньги билет, чтобы поверить, что перед ними Гитлер и никто иной. Мы как бы теряемся в театре — "пошли в театр, посмотрели спектакль" — да мы не "посмотрели спектакль", мы в другие миры умчались! Мы взлетели, перелетели куда-то к чертовой матери и пообщались с теми людьми, с которыми в жизни никогда нам не суждено встретиться в нашей реальной жизни. Театр — самое контактное искусство в мире. Оно контактней даже, чем кино, потому что кино — механистично. Мы не с живым существом в кино общаемся. Я уже не говорю о картинах или о чем-то другом. Как сказал очень точно Станиславский, "театр — это то, что происходит здесь и сейчас". То есть пространство и время. Время и пространство. Здесь и сейчас. "Здесь и сейчас" конкретизируется в волшебных видениях, которые становятся всамделишными. И поэтому мы занимаемся очень опасным делом. Мы творим нечто, что не является законным от природы, приходящим в этот мир существом. Мы это новое существо сотворили заново. А тут еще начинается проблема Автора работы. Потому что миры автора по фамилии Зощенко не имеют ничего общего с мирами автора по фамилии Джойс. Это две разные планеты. Но в театре можно с помощью определенной стилизации, языка, создать мир, который будет именно миром Зощенко. Или именно миром Джойса. Поэтому театр в этом смысле — это действительно чудо из чудес.
— Как сочетаются “образ” и “пламень”, который излучается?
— Конечно же, иногда бывает, художник — я хочу сделать оговорку, и весьма существенную — иногда специально творит нечто холодное и не взывающее к сочувствию. Некий очень рациональный образ, созданный с помощью какой-то линейности, схемы. И я не считаю, что это искусство — плохое. Просто я не умею, наверно, на этом языке говорить, не научился. И меня захватывает самого, как зрителя, больше первый вариант.
— Вы, ставя спектакли, безусловно, как личность, проводите какую-то свою линию. Это Ваше послание людям. Вы что-то до них хотите донести. Можно как-то сформулировать это Ваше послание?
— Вообще, чаще всего, художник имеет некий импульс, на котором он начинает работать. Я не очень верю художникам, которые точно знают, что они хотят сказать. Не потому, что я сторонник туманного творчества, наоборот, я люблю простроенность, и люблю какую-то художественную волю в искусстве. Что касается меня самого, я в этом смысле, скорее, "интуитивист". Я, в принципе знаю, что я хочу сказать, а вот “как это сказать?” — для меня самый мучительный и самый увлекательный процесс. Иногда, приступая к спектаклю, еще не очень хорошо его видишь в себе, но я даже себя и не ругаю за это. Я, наоборот, даже пытаюсь увлечься какими-то второстепенными моментами, элементами этой будущей структуры. Вдруг тут проявилось, вдруг тут я пошел дальше, вдруг тут копнул. Я больше доверяю своему собственному незнанию в начале пути, нежели знанию. Потом, когда копаешь, копаешь, копаешь — вдруг тебе открываются совершенно неожиданные вещи. И ты вдруг становишься открывателем этих вещей. И это не потому, что ты хотел, имел целью, обязательно открыть это. Потому что только дурак ставит перед собой цель — "создать что-то новое". У нас очень много таких сейчас.
— Формалистов?
— Да не формалисты они! Это шарлатанство, когда "че хочу, то и ворочу". Это полная безответственность, не связанность с культурой.
— В каком смысле "безответственность"?
— Внутренняя. Отсутствие совести, отсутствие стыда, наглость внутренняя.
— А что, в искусстве нужен стыд, нужна совесть?
— Да без нее просто нет искусства!
— Образ, пламень, совесть… Мы выводим алхимическую формулу искусства!
— Да что мы! Мы говорим какие-то вещи на темы, которые являются…
— Азбукой?
— Азбукой, да. Они оказываются то и дело попраны…
— Азбуку должны повторять миллионы людей.
— Не надо ничего повторять, зачем повторять? Мы же с вами разговариваем — мы же не думаем, наша речь — льется. Тот человек, который это имеет, он так и живет. А тот человек, который этого не имеет, он и не будет, понимаете? Сколько он не будет повторять слово "совесть", он от этого совестливее не станет, если у него ее нет. Совесть — я имею в виду художническую совесть, я имею в виду ответственность перед… ну, как вот сказать?... — вот: я люблю театр.
— Меня очень интересует вопрос совести в искусстве. То, что "пламень" — понятно, то что "образ" — понятно. А совесть?
— Ну, вы знаете, что значит "совесть"? Тайное ощущение мира и себя в этом мире, вот что такое совесть. Она не выказывается, совесть. Если она выказывается, постоянно становится предметом пиара или торговли, то это…
— Есть бессовестность, безответственность, есть совесть. Что такое в искусстве совесть?
— В искусстве… Совесть художника?
— Вы честно делаете свои спектакли?
— Вы имеет в виду совесть художника?
— Совесть художника. Творца.
— Совесть художника заключается в том, что мы должны не деньги зарабатывать, не славу искать, а мы должны миры создавать. И все. Что такое Кафка? Кафка, который написал гигантское количество произведений?!. Разве он имеет что-нибудь общее с нашими неандертальцами-авангардистами? Чтобы быть Кафкой сегодня, для этого надо отголодать свой авангардизм. Для этого нужно отголодать свою судьбу. Для этого нужно в заключение своей жизни иметь смелость взять и написать — "по смерти, Макс, уничтожь все мои произведения, которые я написал, потому что мне совестно, что я их неправильно, я их сделал не совсем так". Совесть — это Лев Толстой, который посреди ночи вскакивает и бежит вниз ночью и, забыв шапку в передней, уходит из дома, пренебрегая всеми 90 томами своих книг, которыми зачитывалось только что человечество.
— Совесть — это какая-то непредсказуемость поведения? Среди ночи вскочить, сжечь свои рукописи…
— Абсолютная предсказуемость. Потому что к этому поступку, который он совершил в самом конце своей жизни, он шел в течение всей жизни — извилисто, но он как раз шел к этому поступку. Здесь, как раз, грандиозное средоточие сюжета в этом финале, если говорить о Льве Толстом. Так же и выстрел Маяковского. Конец пути совестливого художника. Художника, который ведет духовный поиск. И на путях этого духовного он может заблуждаться, он может взлетать вверх, он может туда где-то исчезать, но он идет, ведомый этой силой, этой мощью внутренней.
— То есть, художник ведет духовный поиск? Не "создает образы", не "выражает пламень", а ведет духовный поиск?
— Ну, это и есть главное.
— Главное?
— Это абсолютно главное предназначение. Если он этого не делает, то он… он…
— Ремесленник?
— Нет, он не то, что бы ремесленник. Но я не назову его человеком искусства. Он может быть при искусстве, он может быть даже успешным весьма человеком, он может быть оцененным. Понимаете, вся штука в том, что самое главное — я сейчас скажу страшную вещь Вам. Я не считаю талант обязательным условием, самым главным условием, что ли, художественного изъявления. Поясняю. Талантливых людей — огромное количество. В том, что вы талантливы от рождения — в этом нет никакой, ровным счетом никакой, вашей заслуги. Это то, что называется "дар Божий". Да, да. Это ни в коем случае нас не... Понимаете? И — огромное количество талантливых людей, которые свои таланты растранжирили, которые на чепуху их потратили… Тот, кто имеет совесть, ответственность — тот и может распорядиться своим талантом. Он тогда садится на свой пост.
— На пост?
— Ну, конечно! Он должен выстрадать, понимаете, свое право на создание творения. Творение... Я сейчас говорю "пост" в том смысле, что он должен быть сосредоточен. Он должен вобрать в себя этот дар Божий. Он должен внутри какими-то регуляторами... он должен послать себя на какое-то доброе святое дело. Он должен сказать — вот, вы правильное слово употребили — "послание". Всякое художественное изъявление есть послание другим людям. Каждый спектакль — это некое послание. Вы можете его принять, не принять, вы можете…
— Мимо?
— Да, в конце концов, мимо может оно пронестись вашего уха, или вас, или даже вашего сердца. Кто может знать, что я попаду? Никто не знает. Всегда — сколько я спектаклей поставил — всегда есть риск полного провала. Всегда в начале пути я не знаю, чем это все приключение закончится. Никогда, как только ты знаешь... Как только ты знаешь — немедленно бросай, делай что-то другое! Потому что если ты знаешь, то у тебя большое самомнение. Значит, ты думаешь, что ты умеешь! Ты думаешь, что ты постиг... Сколько мне говорили: "Ну, зачем тебе "Вишневый сад"? Ну, уже столько "Вишневых садов"? Ну, уже этот "Вишневый сад", теперь еще и ты ставишь "Вишневый сад"! Ну, куда еще? Куда еще?" Так вот... Сейчас давайте посмотрим — самое большое количество рецензий, переаншлаги — на "Вишневом саде"! Мне хотелось вот именно это послание осуществить... А талантливый человек, который бессовестный человек — таких тоже огромное количество. Тех, кто продали свой талант. Не за понюшку. Растоптали свой талант за ради каких-то суетных своих целей — каких-то "там урвать, тут схватить, тут сделаю блестяще, тут сверкну, там мигну, там сделаю всех изумляющее и свой талант на это потрачу". Все! Это гибельно! Обязательно придется за это рассчитаться. И я могу привести десять, сто примеров краха. Художественного краха, только потому — только вот поэтому. Талантливые люди, их личности лопнули, не реализовались, но если глубже "А вот почему?" А вот потому что. Потому что талант — от Бога.
— Вы сказали "послать свой талант на доброе святое дело".
— А зачем Чехову, который уже болен туберкулезом, садиться в возок и ехать на Сахалин? Зачем? Слава есть, деньги... — деньги и достаточные, так сказать, — его печатают... Зачем??? А для Чехова этот вопрос не стоит — "зачем". "Зачем" — это для нас, потому что мы скажем "вот дурак". Вот поэтому мы — не Чехов.
— Точная краткая формулировка.
— А он садится, потому что ему — нужно. Потому что у него есть совесть. И у него есть внутренняя потребность распознать незнакомую ему жизнь. Ему хочется спасти тех каторжан. Он их всех пофамильно! Чехов! Взял и переписал! Я читаю — сколько миллиардов рублей налогоплательщиками на перепись потрачено? А один Антон Павлович Чехов, в одиночку, без государственной дотации, без специального фонда по обеспечению финансового обеспечения, взял да и переписал всех каторжан Сахалина.
— Оказывается, самосожжение идет постоянно? И есть такая порода людей, для которой вопрос "зачем ехать на Сахалин" или "зачем самосожжение" — не стоит?
— Вообще, лучше постараться этим вопросом не… потому что он очень искушает. Сказать о себе “я горю” — чепуха, понимаете?
— Когда вы говорите "ответственность" — это ответственность перед самим собой, перед Богом, перед зрителями? Перед кем эта ответственность?
— Ну, высокопарно говоря, но не хочется говорить высокопарно…
— Для разнообразия — можно.
— Ответственность — она должна быть где-то там… она должна где-то существовать — над тобой и внутри тебя. Она должна быть. Но когда ты работаешь, ты должен быть свободным.
— Вот. Как сочетать свободу и ответственность?
— А вот это и есть культура. Если сочетания этого нет, значит, ты в бескультурье. В пределах бескультурья. Значит, ты не соответствуешь. Значит, ты — и.о. гения, ты — не гений. Ты не соответствуешь. Надо быть очень не то что бы безответственным, надо быть вне. Сам ты можешь знать о себе самые какие-то… Сюда, в низ куда-то самого себя, ты можешь опуститься и там ты можешь учинять себе разборки и там ты должен быть до конца честен — где ты наврал, где ты напылил, где ты создал какой-то дым, дымовую завесу создал? Там ты себя судишь. Но я стараюсь, понимаете, стараюсь постоянного самоедства избежать. Потому что я знаю художников, которые себя по этой части просто съели сами себя. На самом деле это очень безнравственно.
— Безнравственно что?
— Такое отношение к самому себе.
— Есть так себя?
— Да. Это очень самовлюбленные люди могут позволить себе. Это слишком эгоистическое чувство. Только великий эгоист идет на самоубийство. Он считает, что если его эго уничтожить — он что-то сделал. Да ни хрена! Ничего. Ровным счетом ничего не убавится и не прибавится. Только грех совершит и больше ничего. Понимаете, если хочешь добраться до вершины дерева совершенно не обязательно быть птицей. Можно муравьем.
— Это Ваше?
— Ага, это я сейчас придумал.
— Ура!
— Ты ползешь, ползешь, ты постигаешь, ты идешь. Скатился. Поспал на одной веточке. Пропустил. Глядишь, и добрался. Но ты был занят. У тебя была цель. Ты шел к этой цели. Ты добрался. Если бы был пересчет человечества, я написал бы о себе такую цифру: 100 сколько-то там миллионов по счету вот такой-то. И это правильно. Потому что затеряться в толпе, соединиться с муравейником — признак очень высокого внутреннего, нравственного достоинства. Это означает, что “мне ничего не нужно, мне ничего от вас не нужно, мне не нужна слава, мне не нужно еще что-то”. Если оно есть — ну, и слава Богу. Тебя позвали — приди. Но не думай, что чего-то значишь при этом. Не придавай этому слишком большого значения. Самое большое значение придавай только самому процессу. Или когда это репетиция, или когда делаешь что-то, записываешь. Вот тут ты будь осторожен. Тут ты будь очень точен в выражениях. Следи за собой. Чтобы отвечал за то, что ты сделал. Все. Больше ничего. А дальше — как Бог на душу положит. Ничего не надо искусственно делать.
— Работать много нужно?
— Что значит "нужно"? Кому "нужно"?
— Творцу.
— Ну, желательно. Я знаю великолепных лентяев, к коим и себя отношу. Масса времени пропадает зря. С одной стороны, времени не хватает, а с другой стороны — масса времени уходит на ерунду, в никуда. А потом, что значит "работать"? Я вообще не считаю, что в театре я работаю.
— Сколько часов Вы в театре проводите?
— В 11 утра начинается репетиция. Она длится до 2-х, до 3-х часов. С 3-х до 6-ти я занимаюсь гвоздями, крышей — делами театра. Текущими делами и руководством театра как организацией, потому что в театре работает около 150 человек и строится новый театр — в театре много дел. В 6 часов я проверяю готовность спектакля, потому что в 7 часов придет публика. В 7 часов начинается время более или менее свободного общения. Спектакль кончается после 9 часов — в 10 часов. Где-то еще полчаса я провожу в театре, какие-то вопросы, дела на завтрашний день и в 11 часов я иду домой. Т.е. с 11 до 11. Если учесть, что выходных нет никогда. В понедельник мы играем спектакли. В понедельник я занимаюсь преподавательской работой — в выходной день театра. Я еще преподаю кроме РГГУ, в Институте Русского театра, а в следующем сезоне я взял курс в ГИТИСе, в РАТИ — будет курс у нас. Еще преподавал на Высших Сценарных Курсах, плюс общественная деятельность туда-сюда отрывает — тоже много времени берет. К примеру, я был членом Комиссии по вопросам помилования при Президенте России — в течение двух лет к каждому вторнику по 200 дел нужно было читать и вчитываться. Вот.
— Понятно.
— И этот распорядок, он не на протяжение недели, месяца или одного года или даже одного десятилетия — это всегда! Сколько я себя помню. Ну, да — были периоды безработицы, когда не давали работать, безденежье и все такое. А так — плюс командировки, плюс гастроли — вчера мы приехали из Петрозаводска, а до этого мы были в городе Кондапоге и там играли спектакль, а до этого — за день, я был в Гамбурге, а из Гамбурга — был фестиваль в городе Киле.
— Вы сейчас готовите премьеру?
— Сейчас две премьеры.
— И несколько слов о премьерах для наших читателей.
— Два новых спектакля. Один называется "Праведники" по малоизвестной пьесе Камю. Он написал пьесу о русском терроре. Чтобы понять это явление, нужно понять философию и психологию именно русского террора. Чтобы понять чеченский террор, мусульманский террор или какой-то еще другой террор. Хотя я эту пьесу объявил задолго до того, что случилось на Дубровке, в том числе, и с моей дочерью.
— А вторая премьера?
— Это пьеса "Сарданапал". Это поэтическое представление. Байрон. Джордж Гордон Байрон. Тоже очень любопытно. Я четыре года хотел поставить "Сарданапала", но все откладывал, откладывал... А действие "Сараднапала" — между Тигром и Евфратом.
— Это тот самый Сарданапал?
— Да, это тот самый Сарданапал. Древняя Ассирия — это просто Багдад! И главный герой — царь, который полная противоположность Саддаму Хусейну. Хотя Байрон Саддама Хусейна и не знал, он писал про Сарданапала, ассирийского царя.
— Вы сказали "полная противоположность"?
— Сараданапал? Полнейшая. Сюжет Байроновского драматургического произведения строится на том, что царь Сарданапал вместо того, чтобы заниматься войнами, интригами, убийствами, подавлением мятежей, и прочими радикальными действиями в отношении других людей — он занимается только любовью и живет только радостями и красками жизни, пренебрегая всеми опасностями, которые надвигаются на него со всех сторон…

беседовал: Клейн

интервью с Розовским на сайте »»»

 

  • Удивительный мир фракталов
    Российский философ Владислав Тарасенко утверждает, что широкое распространение фракталов в современной науке и технике может изменить взгляд человека на мир, то, как мы воспринимаем реальность. С помощью гладких линий, треугольников и кружков невозможно нарисовать, например, кору дерева или горный хребет. А фракталы великолепно справляются с этими задачами.
  • полный текст статьи »»»


  • Вдоль по Ганге босиком: Возвращение
    Из сумеречного состояния сознания выводит предупреждение гуру: “ На Говардхане есть разбойник по кличке Культяпый, на правой руке у него нет пальцев, отрубили за прошлые преступления. Если увидите его, бегите изо всех сил, либо зовите на помощь. Если невозможно ни то ни другое, отдавайте все, что он потребует”. Бежать по жаре выше моих сил, кричать смешно. И отдавать нечего. Не отдам же я фотокамеру, стоимостью восемьсот баксов, она ему как очки мартышке. К тому же он, похоже, тоже не в лучшей спортивной форме.

    полный текст статьи »»»

 

И много других интересных статей и интервью на сайте!

 

АстроЮмористические Миниатюры

Что будет делать каждый знак зодиака, если...

А что сделаешь ты, если...
В твоей пещере гости!

Представьте, что вы циклоп. Залезаете вы в свою уютную, родную пещеру, а там кто-то мелкий и странный дрыхнет на вашей любимой постели!

ОВЕН
20 МАРТА-19 АПРЕЛЯ
О-ля-ля! Никак дядя Поликарп вчера решил мне завтрак оставить. Честь ему и хвала за такую заботу. Правда, еще нужно готовить… и с этим столько хлопот… Может сырым его скушать?

ТЕЛЕЦ
20 АПРЕЛЯ-20 МАЯ
У тельца не возникнет вопросов. Ну что ж, появилось что-то, значит так надо. Проблема только в том, куда это приспособить в хозяйстве. В клетку может его засунуть, разговаривать научить, да гостям потом на вечеринках показывать? Вот удивятся, вот завидовать станут!

БЛИЗНЕЦЫ
21 МАЯ-20 ИЮНЯ
Вот и замечательно, вот и хорошо. Теперь компания будет. Давно мечтал о новых ушах. А то у меня столько замечательных, безхозных историй есть — рассказать некому. Наконец-то весело будет в доме.

РАК
21 ИЮНЯ-21 ИЮЛЯ
Какая замечательная мелочь. И как же она может называться, интересно? Хомячок? Бурундучок? А может — соня? Ладно, какая разница. Надо ему норку удобную вырыть, зернышек накидать, перышек — пусть мостится. Здорово! Домашний зверь в доме.

ЛЕВ
22 ИЮЛЯ-22 АВГУСТА
Подойдет, разбудит аккуратненько, на любые реакции не обратит внимания. Значит так: "Топай умываться, зубы чистить. И быстро сюда — будем чай пить. Судя по твоему размеру, убытков от тебя никаких не будет".

ДЕВА
23 АВГУСТА-22 СЕНТЯБРЯ
Вот, вот, вот. Так всегда, не успеешь дом без присмотра оставить и уже всякая непотребность порядок нарушает. Ну да ладно, на вид она довольно упитанная. Как насчет пирогов с начинкой?

ВЕСЫ
23 СЕНТЯБРЯ-22 ОКТЯБРЯ
Как же так, что же это такое, как же теперь прикажите поступать? То ли съесть его, то ли выбросить, то ли приютить и заботиться? Как правильно действовать? Чтобы потом по ночам беззаботно спать и не мучаться.

СКОРПИОН
23 ОКТЯБРЯ-22 НОЯБРЯ
Так я и знал. Было какое-то непонятное предчувствие, что ждет меня какой-то сюрприз дома. И вот, пожалуйста, валяется что-то непонятное на моей кровати, храпит беззаботно и не боится, и не заботится ни о чем. Ну и наглость, ну и, безрассудство! Уважаю...

СТРЕЛЕЦ
23 НОЯБРЯ-21 ДЕКАБРЯ
Ага! И на нашей улице будет праздник! Наконец-то и со мной начали происходить необычайные вещи! Теперь знаю, что не так просто мир устроен, значит, существует еще нечто за пределами объяснимого. Ура!

КОЗЕРОГ
22 ДЕКАБРЯ-19 ЯНВАРЯ
Какие непонятные вещи иногда происходят, планируешь, рассчитываешь — все четко и понятно: утром встал, на охоту сходил, пришел, поел, поспал, опять на охоту. А тут добыча сама домой пришла...Нет, не стану его есть, наверняка ядовитый. Лучше вообще не замечать — может, само куда-нибудь исчезнет.

ВОДОЛЕЙ
20 ЯНВАРЯ-18 ФЕВРАЛЯ
Водолей пойдет рыться в шкаф, а, найдя подходящую лупу, начнет изучающе рассматривать нашего друга во всех мельчайших подробностях: "Надо же какое чудовищное недоразумение природа сотворила. Вот ведь додумалась".

РЫБЫ
19 ФЕВРАЛЯ-19 МАРТА
Каким образом это странное нечто тут очутилось? Не успел из пещеры на пять минут выглянуть, восход встретить, а тут нА тебе — какая-то загадка материализовалась. Как же так? Оказывается, параллельные миры все-таки существуют.

Таня Гордеева, tany@ksan.ru

 

Информационная сеть "Пятое Измерение"

Узнать о интересных событиях, мероприятиях, тренингах и семинарах Вы можете на доске объявлений информационной сети.

Семинары Гранд Мастера Тайцзи-цюань
Чень Сяо Вана (девятнадцатое поколение семьи Чень).

http://klein.zen.ru/news/2003/inbi/

16-18 мая, г. Москва — Лао-цзя — "Старая форма"
22-25 мая, г. Москва — Син-цзя — "Новая форма"
30 мая — 1 июня, г. С.-Петербург — Пао-чуй — "Пушечный кулак".

Семинары организовывает Клуб ИНБИ www.inbi.ru

Культурный центр "Путь к себе"
www.inwardpath.ru
9 апреля — Татьяна Гинзбург (Школа игротехников): "Трансформационная игра. (пересмотр прошлого, понимание настоящего, проектирование будущего)"
13 апреля — Полуботонов А.П.:"Духовно-информационно-энергетические системы оздоровления - медицина Будущего" (методика Рей Ки)
16 апреля — А.Пьяник :" Что такое любовь с точки зрения генетики и теории торсионно-вихревых полей. Практика материализации второй половины."
20 апреля — Цикл лекций Файдыша Е.А.: "Современные интегративные психотехники и психическая энергия" (данные психотехники восходит к ранним работам Фрейда, Райха, и получили дальнейшее развитие в работах С. Грофа. На лекции будут рассмотрены достоинства и недостатки различных интегративных техник и новые подходы, позволяющие повысить их эффективность)
23 апреля — Цикл лекций Е.Н.Вселенского (МЦКР):"Формула успеха: управление событиями материального мира через духовные структуры человека. Как достичь успеха, процветания, любви и гармонии."
27 апреля — Андреева М.В. :"Метод электропунктурного тестирования по методике центра "Евразия"
Вход свободный. Начало в 19.00.
Адрес: м. Белоруская, Ленинградский проспект д. 10а. Телефон: 257-39-87

Страница всех участников Информационной сети "Пятое Измерение":
http://pi.zen.ru/info-net.shtml

 

В помощь Дзенствующему (ДзенХелп)

Интернет журнал для дзенствующих и ищущих. Экспресс-вестник портала ZenRu. Модно и интересно :)))

Сайт рассылки:
http://zen.ru/

 

Семинар-тренинг Школы по Второй логике

Газета "Пятое измерение" и Школа по Второй логике проводят семинар-тренинг для всех желающих.
Время проведения: с 11 по 13 апреля 2003 года. Заезд начиная с 15.00 11-го апреля (пятница). Отъезд: в 15.00 13-го апреля (воскресенье).
Читайте подробности: http://klein.zen.ru/news/2003/12-03-pati.shtml

Отчет о предыдущем семинаре-тренинге:
http://klein.zen.ru/zen-spirit/nytuchkovo2002

 

Дурилки
загадочные

1. Вы сидите в самолете, впереди Вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы находитесь? (На карусели.)

2. Что нужно делать, когда видишь зеленого человечка? (Переходить улицу.)

3. Что такое: с глазами — а не видит, с клювом — а не клюет, с крыльями — а не летает? (Дохлая ворона.)

4. Что это такое: в белых кружевах, мычит и по земле ползает? (Нажравшаяся невеста.)

5. Какое растение все знает?
(Хрен.)

6. Один глаз, один рог, но не носорог? (Корова из-за угла выглядывает.)

7. Какое слово начинается с три "Г" и заканчивается на три "Я"? ("Тригонометрия".)

8. Что такое: 15 см в длину, 7 см в ширину и очень нравится женщинам? (Банкнота в 100$.)

9. В каком случае шесть детей, две собаки, четверо взрослых, забравшись под один зонтик, не намокнут? (Если не будет дождя.)

10. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту? (Собака должна стоять. Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик отвечает, что ей нужно бежать со сверхзвуковой скоростью.)

11. С когтями, а не птица, летит и матерится.(Электромонтер.)

12. Какое слово всегда звучит неверно? (Слово "неверно".)

13. Маленький, желтенький, дверь собою открывает. (Брюс Ли.)

14. Кто такой: сам не стреляет и другим не дает? (Александр Матросов.)

15. Разноцветное коромысло над рекою повисло. (Признак начинающегося сумасшествия.)

 

Письма наших читателей

Поэтом я себя не считаю. В том кругу, где я вырос, это считалось проявлением слабости и поэтому после написания выбрасывалось. То, что осмелился написать вам — это все из того, что или затерялось, или кто-то сохранил или несло в себе переживание какого либо события... Мне 35 лет. Работаю охранником.

Кто-то ждет тебя!
Здесь дела нет к прохожему в ночи,
Который ищет старость в переулках…
А что душевной боли, — хоть кричи!
Лишь барабанит дождь по крышам гулко.
И под ногами мокрая листва,
Не сохранит твой след, и не оставит.
И кто-то все же где-то ждет тебя!
Но может просто этого не знает.

Ночные птицы
Ночные птицы с неба что-то прокричали…
Я их не видел, — только звезды мне мерцали.
Я их услышал, лишь случайно, — по наитью!
Плывет мой челн по воле волн — хочу ли плыть я?
И сила духа все слабей — со взмахом весел.
И одинок я был всегда — на сердце осень.
Я их услышал, эту песню, этот крик!
Тревоги голос смутный из ночи возник.
А может, это и не птицы вовсе были?
А херувимы надо мною в небе плыли?
Как знать могу я? В этом мире все так тленно…
Бегут секунды быстро — годы постепенно.

Валентин Астахов

 

Газета "Пятое Измерение"
Адрес редакции: Москва, Варшавское шоссе, д. 28А, оф. 314
Телефон: 933-25-28
Е-mail: pi@zen.ru
Официальный сайт газеты "Пятое Измерение": pi.zen.ru
Выпускающий редактор рассылки: Святослав Комаров

2003 год
  33   32
  31   30
  29   28
  27   26
  25   24
  23   22
  21   20
  19   18
  17   16
  15   14
  13   12
  11   10

2002 год
  9   8
  7   6
  5   4
  3   2
  1   0


Альбом ZEN-ZEN-ZEN

Межрегиональный эзотерический ресурс - ЭZО-Сеть

НадПроф - Новый Уровень Образованности

Мультимедийные презентации

Литературный конкурс-марафон "Белая Чайка 2003"

Журнал ДзенРу

100 Самых Важных Вопросов и Ответов 2003 года

Магические растения: о свойствах восточных лекарственных растений

  © 2002-2004 Пятое Измерение
Адрес для писем: pi@zen.ru   Дизайн: ИЛ "Ксан"
 

 



Магическая футболка
Магическая футболка
ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Дружественные рассылки
Новости ЭZО-Сети
Библиотека Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия.
Новости БодхиNet
Территория развития
Крылья НадПрофа
Пятое Измерение

 

 

Rambler's Top100 Рейтинг Эзотерических ресурсов Рейтинг@Mail.ru