Колонка 777
"Шесть типов людей"
Чжуан-Цзы
Примерно через 100 лет после Лао-цзы жил его самый талантливый духовный последователь - Чжуан-цзы (около 369-286 гг. до н. э.), или философ Чжуан ("цзы" буквально означает "философ", "учитель"). При рождении он получил имя Чжуан Чжоу. Учение Чжуан-цзы дошло да наших дней в книге, носящей его имя.
1. Выделяться тщеславными помыслами и необычными поступками, уходить от мира и жить не так, как все, презрительно рассуждать о людях и насмехаться над ними, быть одержимым собственным величием - таковы нравы мужей гор и ущелий, отвергнувших свет и находящих удовольствие в том, чтобы всячески мучить и терзать себя.
2. Говорить о человеколюбии и долге, преданности и доверии, быть почтительным и скромным, и думать только о собственном совершенстве - таковы нравы мужей, правящих миром и наставляющих людей; они находят удовольствие, будь они дома или на чужбине, в непрестанном учении.
3. Говорить о великих подвигах и искать славы, требовать от государей и подданных соблюдения правил благопристойности, следить за тем, чтобы каждый занимал предписанное ему место, заботиться только о благе государства - таковы нравы придворных мужей, чтущих правителей и пекущихся о процветании царства; эти находят удовольствие лишь в том, чтобы приносить пользу своей стране.
4. Скрываться в лесах и болотах, жить на диком просторе, удить рыбу и в покое проводить свои дни - таковы нравы жителей рек и морей, бегущих от мира; эти находят удовольствие единственно в праздности.
5. По-особенному вдыхать и выдыхать, удалять из себя старое и привлекать в себя новое, ходить по-медвежьи и вытягиваться по-птичьи, мечтая только о продлении своих лет, - таковы нравы знатоков телесных упражнений, совершенствующих свое тело; эти любят только секреты долголетия Пэн-цзы.
6. А вот быть возвышенным без тщеславных помыслов, совершенствовать себя без человеколюбия и долга, управлять государством без подвигов и славы, быть праздным, не уходя на реки и моря, жить долго без телесных упражнений, все забыть и всем обладать, быть целомудренным и ничем не ограничивать себя, чтобы все людские достоинства сами собой сошлись в тебе, - таков путь Неба и Земли и его сила, обретающаяся в истинном мудреце.
* * *
Цель жизни в Дао, согласно Чжуан-цзы, - это не познание, не творчество, тем более не спасение, а "вскармливание жизни" (ян шан), т. е. именно деятельность, позволяющая реализовать всю полноту жизненных свойств и именно поэтому "превосходящая всякое искусство".
текущее
обсуждение на форуме
|