Пятое Измерение
ДзенРу

Путь развития

На посту своего Духа

В ранних вариантах баллад о короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола есть упоминания, что перед тем, как пуститься в очередные поиски Святого Грааля, доблестные лорды постились.

Первые легенды о справедливом короле-воине слагались еще в те времена, когда христианство только входило на Британские острова, и идея постов не имела широкой поддержки среди местного населения. И тем более странно, что никогда не отличавшиеся набожностью благородные сэры смиренно постятся, словно монахи. Зачем перед долгим и полным лишений походом изнурять себя, не разумнее бы, напротив, подкопить жирку?

Такие вопросы непременно встают перед тем, кто воспринимает пост только как предписанное обычаем воздержание от некоторых видов пищи, т.е. диету. В связи с этим возникли даже теории о физиологическом назначении поста, об "очищении организма от шлаков" и т.п. Тут же были написаны сотни книжек, расширяющих и дополняющих эту теорию разными выдумками. Например, что во время поста нужно ставить клизмы, пить талую воду и даже мочу. Причем, эти "рецепты" подавались как древние эзотерические знания, с непременной ссылкой на религиозные тексты.

Однако, давайте внимательно прочтем Евангелие - задумаемся, почему Иисус постился сорок дней в пустыне? Неужели только ради вывода шлаков? И почему для этого ему понадобилось уходить в пустыню, ведь поститься можно и дома? Очевидно, что под словом "пост" скрывается гораздо большее, чем простая диета. Что же именно?

Конечно, пост - это процесс воздержания от соблазнов, томление плоти, укрепление духа через страдания тела. Но можно возразить: а силен ли дух у тех, кто вынужден поститься годы напролет - у нищих и обездоленных? Как отказ от пищи влияет на моральное состояние людей? И почему нужно страдать - разве это лучший путь к совершенству? Вопросы, вопросы...

Вероятно, ответ на них можно найти в старинных текстах, сохранивших описания действий великих людей древности во время проведения ими таинственных обрядов - священнослужителей, воинов, мудрецов. Эти обряды очень похожи друг на друга - при всем различии в географии и времени, они имеют общую основу.

Вначале - очищение. Человек совершат омовение, облачается в чистую одежду. Он убирает и подготавливает свое жилище, иногда уходит в "пустынь" - безлюдное место. Очищая тело, он очищает от "грязи" и свои мысли. Все это необходимо для подготовки к следующей части процесса.

Для священнослужителя это была молитва, разговор с Богом. Для воина-рыцаря, казака или самурая - внутреннее совершенствование и подготовка к подвигу. Для мудреца - созерцание и поиск истины. Вспомните монахов, сутками молящихся у алтаря или образа или казаков, застывших на вершинах курганов - это ли не истинный пост?

Что касается ограничений во время поста, то организм - если он, действительно, переключен в режим "духовной активности" - не испытывает такой потребности в пище, как в режиме "физической активности", во время тяжелых физических нагрузок. Вместо обильной, богатой белками и жирами, постящийся вкушает по мере необходимости пищу, которая лишь поддерживает замедленные процессы организма, способствует ясности сознания и легкости тела.

В таких случаях используют молоко, чай, пресный хлеб, рис, а иногда просто пьют чистую воду. Чистота тела и души, уединенное созерцание, молитва - это древние основы поста.

Но где же страдания? А их и не должно быть. Мысль о них могла возникнуть только у тех, для кого пост означал одни лишь страдания. Ведь поститься по принуждению невозможно. Должна возникнуть необходимость в посте, нужно, чтобы пришло искреннее желание укрепить дух, очистить разум, пообщаться с Создателем. Но если приступить к посту только потому, что так делают другие, то результатом станут, действительно, одни лишь мучения.

Бесцельный пост принесет лишь томление духа и урчание в животе. Попробуйте прочесть самую неинтересную и толстую книгу, не отвлекаясь и не прерываясь на обед, и поймете, что значит поститься без желания. А вот читая увлекательный роман, вы получите удовольствие, а может даже и "просветление", позабыв о голоде и личных неприятностях.

Может показаться, что такое представление о посте не вяжется с общепринятыми христианскими представлениями. Но это не совсем так. Длительность поста в сорок дней - это, конечно, освященной традицией подражание деяниям Христа. Но может ли простой человек в подражание Христу поститься сорок дней? Масштабы личностей слишком различаются, как и их цели, и возможности. Но вы можете поститься день или два и достигнуть результата согласно своему масштабу и масштабу своей цели. В преддверии Пасхи очистить квартиру, себя и свои мысли - "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Матфей 5;8)" - уединиться от суеты, обратиться к Всевышнему, прочесть и осмыслить Евангелие. И тогда, в Светлое Воскресение, вы сможете войти в храм преисполненным веры и радости. Без поста, без подготовки души, вы рискуете освятить продукты, думая не о Спасителе, а о больной ноге и задержанной зарплате.

Не только для совершенствования души можно и желательно поститься. Это еще и доступный способ психотерапии, успокаивающей нервы и благотворно влияющей на организм. Попробуйте хотя бы на один день уединиться на природе, на берегу реки или моря, расслабить тело, очистить мысли, созерцая небо или волны. С давних времен эту процедуру лечения нервов рекомендуют врачи. Вот только слово "расслабиться" желательно понимать правильно.

Кстати, а почему именно "пост"? Это слово, как известно, имеет и другое значение. И не случайно. Еще в старину, когда воины и мудрецы шли поститься, то они уходили в безлюдное место, в "пустынь" - лес, горы, степь. Лучшего места для спокойного созерцания, чем вершина кургана, в степи не найти. Тем более что, в основном, они насыпались на особых, святых местах.

Постящийся устраивался на вершине кургана и застывал, всматриваясь вдаль. При этом он еще и становился часовым: раз уж сидишь - присматривай за окрестностями. Еще в XVI веке путешественники и купцы отмечали "странных" часовых вокруг Запорожской Сечи - неподвижных, как истуканы, казаков, задумчиво смотрящих куда-то в степь. Известны изображения казаков Байды и Мамая, медитирующих на кургане в позе "лотоса". Про таких говорили, что они "сидят на посту", т.е. постятся. Очень долго эти понятия были едиными, и только потом на посту стали стоять и даже спать, в том числе и на посту своего духа.

Сергей Кутовой

написать автору

текущее обсуждение на форуме

 

Твое мнение о теме на форуме:

Введите тему нового обсуждения:

Вставьте ваш комментарий:

Это общий форум, сюда может писать каждый. Обязательно для заполнения только поле "Имя".
Имя:  
Пароль:
E-mail:

2003 год
  33   32
  31   30
  29   28
  27   26
  25   24
  23   22
  21   20
  19   18
  17   16
  15   14
  13   12
  11   10

2002 год
  9   8
  7   6
  5   4
  3   2
  1   0


Альбом ZEN-ZEN-ZEN

Межрегиональный эзотерический ресурс - ЭZО-Сеть

НадПроф - Новый Уровень Образованности

Мультимедийные презентации

Литературный конкурс-марафон "Белая Чайка 2003"

Журнал ДзенРу

100 Самых Важных Вопросов и Ответов 2003 года

Магические растения: о свойствах восточных лекарственных растений

  © 2002-2004 Пятое Измерение
Адрес для писем: pi@zen.ru   Дизайн: ИЛ "Ксан"
 

 



Магическая футболка
Магическая футболка
ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Дружественные рассылки
Новости ЭZО-Сети
Библиотека Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия.
Новости БодхиNet
Территория развития
Крылья НадПрофа
Пятое Измерение

 

 

Rambler's Top100 Рейтинг Эзотерических ресурсов Рейтинг@Mail.ru