Пятое Измерение
ДзенРу
номер #23 за 2003 год

Интервью с Евгением Зябловым

ЗОВ БЕЗДНЫ:
глубины, тонкости и сложности, где только ты сам

- Это высший уровень?
- С точки зрения ныряния в "открытой воде". И с точки зрения глубоководности погружения, и сложности погружения - все это повышено.
- А глубоководность, что - свыше 50 метров?
- Ну, вот здесь написано, что я квалифицирован - сертифицирован - на глубине 90 метров. А погружался я на 110 метров.
- Средний уровень погружения аквалангиста-любителя - 30 м?
- "ПАДИ", крупнейшая в мире ассоциация, определяет предел спортивного ныряния в 40 метров. А очень известная ассоциация "Текникал Дайвинг Интернейшнл" определяет дальнейшие пределы - с применением разного сложного оборудования, смесей газов. У них есть несколько этапов - ну, там, 10 степеней квалификации или 8. Начинаются эти этапы с уровня высшей квалификации ПАДИ для любительского погружения. Дальше идет спортивное - не коммерческое, не профессиональное - занятие. Дальше - освоение смесей с обогашенным кислородом. Они позволяют, в первую очередь, на большее время, а, во вторую очередь, на большую глубину нырять, декопмпрессионное погружение совершать. Дальше - вот у меня была предыдущая квалификация "экстенти трейнч" - это высшая квалификация в погружениях на смеси азот-кислород. Там предел погружения - вернее, уровень сертификации - в районе 65 метров, потому что на этой глубине уже пределом является "азотный наркоз", который лишает адекватности. Я и на 70 метров нырял на смеси "азот-кислород", но это уже сильное воздействие наркотическое. И глубже можно нырять, но там ты уже слабо за себя отвечаешь - можно уйти на глубину и не вернуться. Если ты пьяный - ушел, отлежался, а здесь…
- Если ты пьяный - на берегу.
- Пьяный на берегу. А "пьяный" там - тоже отлежался. Кстати, известны случаи, когда люди от наркотического опьянения просто падали на дно и лежали в бессознательном состоянии, дышали и все такое, но подняться - они не поднимались уже. Их вытягивали. Они на берегу приходили в себя... И некоторые действуют, соответственно, неадекватно - кто-то дышать перестает.
- В смысле, срывает маску?

- Маску-то ладно - дыхательный прибамбас срывают, "сверточник", так называемый. Кто-то на глубину начинает нырять, кто-то - пулей наверх. Известны случаи, когда люди начинали соревноваться, кто быстрее вынырнет. А тут, следовательно -декомпрессия, "кессонная болезнь" из-за резкого образования пузырьков в крови, баротравма…
- Разрыв легких?
- Травма легких. За счет того, что воздух сжат и при резком всплытии он расширяется. А дальше, после "экстенти трейнч" - уже использование смесей. В частности, "тримикс". Это смесь 3-х газов: часть кислорода и азота заменяется на гелий. На больших глубинах азот уже невыносим в обычной концентрации - большое парциальное давление, и он как наркотик действует невероятно. Уже невозможно контролировать. Часть его заменяется на гелий. Второй "предел" - это кислород. При высоком давлении кислорода - он отравляет. Причем, разные формы отравления, самое опасное - это "синдром центральной нервной системы". При избытке кислорода начинаются судороги, и человек просто-напросто отрубается. И на поверхности, когда кого-то долго держат под кислородом - ну, судороги и судороги, нет проблем. Убрали кислород - все исчезло. А если ты под водой, на глубине, то судороги - это значит, у тебя выпадает регулятор, ты не можешь дышать, потому что нечем. Ну и все. Поэтому часть кислорода заменяется гелием. На поверхности этой смесью дышать нельзя, потому что наступает "гипоксия", недостаточность кислорода. Но в силу того, что ты вдыхаешь на глубине, ты вдыхаешь в 12 раз воздуха больше за один вдох, чем на поверхности.
- За счет того, что воздух сжат?
- Да, за счет того, что сжат и таким вот образом компенсируется. И вот нужно уметь все это рассчитывать - каждый для себя рассчитывает смеси: для глубины, времени и все, все, все. Потом это все контролируешь, когда заполняются баллоны. Баллона - четыре минимум. Ходить по палубе с ними невозможно уже. Что такое четыре баллона? Это четыре двенадцатилитровых баллона - по 5-10 кг весит сам баллон, плюс 12 литров сжатого в 200 раз воздуха. В общем, килограммов 80, наверно, получается.
- Ого! Аммуниция.
- Включая еще и грузы. Они беруться с собой, потому что ты погружаешься, у тебя все заполнено, оно - весит, отрицательная плавучесть. А ты же выдышал все! Оно потом все начинает всплывать! - Нужно компенсировать. И, короче, ты вот на палубе ножки свесил в воду, сидишь, на тебя все понавешивали. Вот. …А там - ты уже не весишь ничего.
- В воде?
- В воде. Там ты уже устанавливаешь плавучесть, какую хочешь. Хочешь - ноль ты весишь, хочешь - минус килограмм. Смотришь по задаче. Если тебе нужно всплывать - значит, положительную плавучесть задаешь, если погружаться - отрицательную. Отдуваешься, отдуваешься - ну, как обычный дайвинг, как подводная лодка. Очень интересен этот период погружения - это, фактически, падение со скоростью до 40 метров в минуту. Ты падаешь туда, сразу на заданную глубину - вж-ж-ж-ж. Ну, если тебе склон не мешает, по которому надо плыть, время терять... Ты начинаешь падать на одной из смесей. У тебя два баллона за спиной, "спарка" так называемая, в ней смесь с гелием, так называемая "донная смесь" - та, которой ты на глубине дышишь. Она - обедненная кислородом. И два баллона у тебя впереди висят. Один из них - обычная, стандартная, 32% кислорода. Другой - 7% кислорода, который используешь только на небольшой глубине, для ускоренной декомпрессии, для выведения остатков азота из крови. Чем меньше азота - тем быстрее выход. И вот эта - 32% - ты на ней ныряешь, а потом на ней всплываешь - она, как бы, для "средних глубин". И вот ты падаешь - пошел ластами: одна вниз, другая поджата - вертикально погружаешься. Одной направление держишь, другой корректируешь. Работают, как ласты рыбы.
- Как "ласты" рыбы?
- Как плавники это все работает. Вот так маневрируешь - чик-чик-чик. И так вот погружаешься в таком положении. И следишь за глубиной. Пролетаешь 40 метров - один регулятор изо рта, другой в рот, и дальше летишь, не останавливаешься.
- В чем различие, когда опускаешься на 40 метров и на 90?
- Азотного наркоза, как дополнительного фактора балдения от пространства, в котором ты находишься, нет.
- Как дополнительного?
- Да. Он, на самом деле, очень важный - как для усиления медитации. Всегда и везде в очень многих местах кто-то что-то курит, там, специально концентрируется. Я имею в виду, что во многих традициях это есть. Ну, пейот, там.
- Как это: дайвинг, медитация, пейот? Связь какая?
- Когда ты ныряешь на большую глубину, ты попадаешь в другое пространство. Физически в другое пространство. Аналогия на самом деле очень большая по отношению к медитации - попытке выйти, там, в какой-нибудь астрал или что-то еще. Вот мой опыт: когда ты в результате медитации ощущаешь себя в "другом пространстве", ты ощущаешь это пространство, как физически существующее.
- Да.
- Оно чем-то заполнено. Оно какого-то цвета. Ощущение такое, что твои органы чувств все работают. А в случае с дайвингом, ты на самом деле находишься в другом пространстве. Поэтому для человека, который имеет опыт медитации - для меня, например - это очень важный опыт, потому что, фактически, ты впервые попал в пространство, которое воспринимается так же, как раньше воспринимались эти субъективные пространства, но является объективным. И ты гораздо больше можешь его исследовать - свои ощущения. Вот по опыту: до начала медитации ты можешь ставить собе какие-то задачи - "войду я в состояние некое, а потом там на что-то обращу внимание". Но потом, когда ты входишь в это состояние, то оно уже тебе диктует, что ты делаешь там. В этом смысле, ты уже не аналитичен - ты, как бы, внутри этого пространства субъективного. А здесь у тебя остаются, в том числе, твои аналитические возможности, ты можешь его исследовать. Но ощущаешь его точно так же, как ощущал субъективные пространства раньше в медитациях. Вот в чем главный кайф. А азотный наркоз - он этому способствует. Если ты не паникуешь, если ты в комфортном находишься состоянии, то он действует, как легкий алкоголь или по аналогии мы знаем о действии пейота, мескаля или чего угодно. Это точно так же действует. У тебя шире открываются глаза, ты воспринимаешь - но уже реальное физическое пространство! - внутренними взорами, слышишь звуки и все-все-все.
- А звуки? Какие звуки? Там же тишина.
- Нет там тишины никакой. Какая же там такая тишина?! Ну, конечно же, самый первый звук - это ты сам звучишь. Ну, например, ты дышишь. Ты слышишь свое собственное дыхание, ты слышишь… - у тебя там какой-то шум или звон или что-то еще обязательно в ушах и в голове. Но оно не дискомфортно. Нет.
- А сердце?
- И сердце, на самом деле, ты можешь слышать, конечно же. Когда я первый раз испытывал азотный наркоз, то выглядело это так: постепенно звук моего дыхания становился все громче и громче - с точки зрения слышимости, как я его слышал - и постепенно в нем образовался ритм музыкальный и, вообще, все это стало, чуть ли, не симфонической музыкой. Многогранной - какая-то мелодия образовалась. И все это вместе с окружающей природой слилось и все прочее. Есть у дайверов такое выражение - спрашивают у человека, который в первый раз был на глубине, чреватой наркозом, спрашивают: "Симфоническую музыку слышал?" - "Слышал" - "Величием природы восхищался?" - "Восхищался" - "ПрислАло!"
- "Прислало". Это существительное или глагол?
- Вот подожди. Интересный вопрос. Что прислало, ясно. Ясно - кому прислало. А вот ЧТО прислало - не вполне ясно. А вот кто прислало - совсем не ясно.
- А что значит "с окружающей природой слилось"? Толща воды, темно…
- Нет, ну ты пойми, там не темно. Вот, кстати, сейчас, когда я во внятном состоянии впервые был на глубине 60-80 метров - вот бездна просто - я понял. Вот вылез на поверхность, меня техно-дайверы спросили: "Ну как?" Я сказал: "Теперь я понял, почему я люблю Валдай". Это действительно, я плаваю там, на глубине 60-80 метров, и понимаю, почему я Валдай люблю. Вот, просто, я об этом подумал на этой глубине.
- Это было в каком месте?
- Ну, Красное море. Но дело-то в том, что оно на поверхности - красное. Там все мельтешит, там все краски жизни, там очень яркое такое, там куча рыбок, рифы разноцветные, а на большой глубине - 60 метров и более - там все другое. Там как северный ландшафт. Во-первых, краски приглушенные, напоминающие сумерки на реке, - то самое красивое состояние природы, когда все успокаивается, и вот уже контрастов нет, а есть одни ньюансы. Почему Валдай и северная природа? Потому что объекты воспринимаются либо по отдельности, либо массами, массивами такими - как икебана какая-то выдающаяся - потрясающая гармония. Ландшафт, достаточно такой монотонный, и на этом ландшафте какое-нибудь одно большое перо коралла глубоководного - как дерево с малым количеством веток. В лаконичнейшем ландшафте - какие-то совершенные по цвету, по форме, по топологии, по феншуйности…
- Даже феншуй?
- У меня раньше с Валдаем аналогиями были только какие-то горные массивы - ну, Гранд Каньон какой-нибудь. И то он проигрывал - излишней какой-то пестротой. Или "метеоры" в Греции - эти скалы, где монастыри. Или Каппадокия в Турции. И то - только на закате, когда не жарко. Причем, не на закате, а именно в сумерки - когда солнце село, равномерное рассеянное освещение. И вот идеальное освещение, совершенство всех форм и плюс другой мир Альфа Центавры - это мир другой совсем! Ну, а дальше - где-то в районе 100 метров жизни уже нет, уже такой лунный ландшафт - осыпи какие-то, камни…
- А в чем там жизнь проявляется?
- Ну, какие-нибудь глубоководные кораллы, отдельный там куст посреди осыпей, там какая-нибудь рыба. В принципе, существа-то живут и гораздо глубже, но вот в этом случае рифовая жизнь активная, она уже заканчивается. И, в основном, это уже безжизненные ландшафты - как вулканические горы какие-нибудь, каньоны. И там народ уже восхищается, в основном, красотой этих вот каньонов. И бездной, которая видна в глубине. Меня это не затонуло, на самом деле, но народ при глубоководном нырянии очень сильно балдеет, взирая на недоступную бездну. Вот этот "Зов Бездны" там появляется. Я находился на глубине 110 метров, а видишь - еще 20 метров, 30 метров, следующий уступ, а за ним в тумане теряется уже следующий. И очень хочется туда. Понимаешь? Для человека погружение - предел, в принципе, уже 150-160 метров. А ты видишь еще - на 180 метров, на 200 метров. Народ, в основном, который со мной нырял, они в шоке были от ощущения глубины и, собственно, бездны. От не только того, что ты прошел, но и того, что там еще осталось. Я знаю, что желание многих - углубляться, углубляться, углубляться… Я отчетливо понял, что меня это - не интересует. И я вспомнил опять же свою любовь к Валдаю: я не чешу леса там - лес за лесом. Я в любимый лес зашел на 50 метров, упал там - и как ты думаешь, отжался? - Нет, наоборот. И вот я понимаю, что эти глубины, где такая жизнь в близком к сумеречному состоянии, послезакатном или предзакатном, этот красивый свет, этот лаконизм - это другой мир. Для меня это состояние счастья просто.
- Дайвинг - это связано как-то с детско-юношескими мечтами?

- Конечно. Это требует определенной врожденной "экстремальности", склонности к этому, к этой нагрузке, обучению. Я же всегда, так или иначе, занимался чем-то экстремальным - скалолазанием и альпинизмом, горными лыжами, потом вот всеми этими рукопашными… Так или иначе, я все равно все время в жизни интересовался этим. Другое дело, что я не развивался в этом направлении - не развивался в спортивном смысле, - но это было частью моей жизни. С другой стороны, почему в свое время я отдалился от всех энергетических, медитативных занятий? Потому что мое рацио требовало объективизации. Постоянное сомнение в том, есть или нет? в какой мере ты адекватен? объективен? - и невозможность определить это и точно разобраться. Оно-то меня в итоге и отвратило, отвернуло от всего этого. Ну, понятное дело, если я совершаю какие-то действия - когда экстрасенс занимается лечением, например, или еще чем - если нет возможности объективизировать, то есть тогда сомнения все равно. У кого-то нет, а у меня они были все равно. Делаем или не делаем? как это все? например, занимаясь упражнениями по разгону облаков, в свое время - мы, ведь, тоже не понимаем? Во-первых, мы не знаем - разгоняем мы их или нет? хотя кажется, что разгоняем. Во-вторых, мы не знаем, вредно это или нет? Если даже допустить, что мы их разгоняем, то мы не знаем, как это вообще меняет природную ситуацию…
- Но это все - детские игрушки.
- Это игрушки детские, но это же упражнение? Если ты не умеешь снять маску под водой и ориентироваться в направлении, куда ты движешься, то тебе нельзя дальше с тяжелым оборудованием, решать серьезные задачи. Так и здесь. …Мы увлекались третьим глазом, управление через третий глаз и все такое. Управляешь кем-то, представляя его себе, видя его своим третьим глазом - ну, как бы, "третьим глазом" - внутренним взором. А потом ты видишь - тем же "третьим глазом" - что что-то где-то обрушилось. Меня, на самом деле, ломал вопрос, беспокоил - так что мы делаем? Мы управляем, предвидим, совершаем какую-нибудь гадость, не понимая, не отдавая себе отчета - что? Вмешиваемся, как слон в посудной лавке, короче говоря. А еще и непонятно, существует ли сама лавка? И в этом смысле дайвинг дает мне объективное основание, создает объективное пространство, в котором на самом деле кайфно. Он дает чего-то такое, чего в этом мире нет. При любых каких-то астральных, медитативных опытах, много же разных задач - ну, раздвинуть пределы, чего-то там увидеть, выполнить какую-то задачу? В этом смысле, все, кроме "выполнить задачу", дайвинг мне дает. Потому что там никакой задачи, кроме как раздвинуть пределы, испытать приятные очень переживания, - нет. Необычное состояние, не испытуемое в реальной жизни. Я хочу подчеркнуть, что нельзя передать впечатление от другого мира. Не будучи великим писателем, невозможно это описать. Там все другое. Это и есть другой мир. Его легче сравнить с неведомой Альфой Центавра, чем с чем-то на Земле.
- Продолжим путь на Земле. Разрубим гордеев узел! Так что - медитации не нужны?
- Никто не говорит. Я тебе хочу сказать, что для меня опыт медитации в жизни один из самых важнейших.
- А-а-а! Послушать тебя, так ну ее нафиг эту…

- Без этого опыта, я даже, честно сказать, и не знаю, может бы я сказал: "Нафиг мне этот другой мир". Я, может быть, и не знал бы, как его использовать, потому что не умел бы расслабляться. Ну, помнишь, даже йоги для того, чтобы чего-то там постичь, нужно не напрячься, а расслабиться всегда.
- Ну, конечно.
- Правда, бывает, и напрячься иногда, но, как правило, стандартное, обычное движение - это расслабиться, выгнать все мысли. Мало того, не просто их выгнать, но чтобы они еще и не появлялись.
- Сконцентрироваться "здесь и сейчас", не растекаться по прошлому, по будущему, поразитическим мыслям. Собрать себя в этой точке.
- Это умение в жизни очень полезно в чем угодно.
- Как? Даже не только в дайвинге?
- Не только в дайвинге. На самом деле, - решение любой жизненной задачи. И для комфортной жизни все это очень полезно.
- "Комфортной" в каком смысле? во внешнем или во внутреннем?
- Безусловно, только во внутреннем психологическом плане.
- А во внешнем? Чтобы что-то сделать, проект какой-то организовать?
- Вообще-то, мы плавно перешли к интервью.
- Да мы давно уже.
- Ты не можешь сделать ничего серьезного, если ты не можешь сконцентрироваться. На чем-то, что тебе нужно сделать. Как правило, о самом серьезном, что тебе нужно сделать - а перед этим осмыслить, ощутить - у тебя нет достаточно внятной информации. О своих главных целях и задачах ты знаешь меньше всего!
- Так.
- Следовательно, чтобы тебе наиболее эффективно двигаться в их направлении, тебе нужно, с максимально предельной степенью эффективности, освоить ту информацию, которая у тебя есть. О задачах и целях. Эта информация - ну, понятно, что она пребывает во всех видах, в том числе, и как рациональная информация - как факты и множественные ощущения. Поэтому для того, чтобы совершить свое высшее достижение, решить самую сложную задачу или достичь цели - тебе нужно, как и в случае с упражнением по поднятию кундалини, чтобы все остальное не мешало. Нужно освободить все свои пространства - в том числе, и органы чувств, а не только голову. Ты освобождаешь, и тогда все, что тебе известно о твоей цели и задаче, оно как-то само собой начинает структурироваться в этом, освобожденном, пространстве.
- А если оно не структурируется, то ты живешь в горе хлама.
- Люди, как правило, и живут в горе хлама. Они что делают? - Они заводят ежедневники, они минимизируют количество задач, они делегируют полномочия - это все методы разбора "хлама". Но по отношению к какой-то самой главной задаче эти стандартные методы не являются методами, качественно решающими проблему. Качественное решение проблемы - это освобождение от всего прочего на время, которое тебе нужно, чтобы освоиться с этой задачей или целью.
- Освобождение пространства.
- Освобождение пространства, всех подпространств и полупространств. Это верно и по любому другому поводу, а не только по отношению к самой главной задаче. Если ты освобождаешь, то в этот самый момент все структурируется. Масло, так сказать, пахтается в этот самый момент. Все как-то - раз-раз-раз - и регулируется. Недаром "утро вечера мудренее". Я по себе бесчетное количество раз обращал внимание, что, с точки зрения прояснения невнятностей, в момент засыпания, когда ты еще не спишь, а мысли так бродят, образы - постепенно проясняется что-то. Иногда ты даже это фиксируешь. Кстати, хочу сказать, что красота, которой восхищаешься, с которой общаешься - это тоже концентратор какой-то определенный. Как шарик у гипнотезера. Только он - не приводящий к мылению сознания, а наоборот. Чрезвычайно богатый и не перегружающий универсальный катализатор для деятельности и мозгов, и чувств. Чувства мы же не можем отделить. Мы же уже давно понимаем, что интеллектуальная деятельности и чувственная деятельность - они неразрывны. Это даже на уровне управленческих методик уже давно воспринимают. Факты - столько-то в принятии решения - удельный вес, а субъективное мнение менеджера…
- Экспертная оценка.
- Экспертная оценка, там - 30%. Даже если это противоречит фактам.
- Ты занимаешься делами, плаваешь под водой и хорошо - периодически - выглядишь. За счет чего?
- Конечно же, комфорт. Внутренний комфорт. Нужно заниматься тем, чем нравится. Нельзя перерабатывать. Концепция у меня: соотношение того, что считаешь работой, и того, что считаешь отдыхом, должно быть - это не я придумал, когда-то в юности меня дядя соориентировал, после моего гипертонического криза в 27 лет, он мне выдал такую концепцию, он врач профессиональный - "отдыхать нужно перед работой, а не после!" И мера отдыха должна быть соотносима с тем, как ты будешь комфортно работать потом, с твоим ощущением предстоящей комфорной работы. Это совсем другая культура системы "работа-отдых".
- Да, мудрый, конечно, принцип.
- И я совершенно осознанно, буквально, в тупую в свое время начал пытыться этим пользоваться. Последние года три мне это удается реализовывать уже почти совсем.
- Последние три года? С чем это связано?
- Мастерство тех, кто функционирует осознанно и творчески, оно, конечно же, повышается. Опыт накапливается. В тоже время, есть границы любого твоего мастерства внутри системы. Далеко не со всем можно справиться своим мастерством. Принципиальное значение имеет - в какие системы ты попадаешь? По сути - выбор системы. На уровне человеческом, социальном, деловом - ты вполне выбираешь, где и с кем ты работаешь. Это находится в комплексе твоих ресурсов - право выбора, возможность выбора. Когда ты выбрал, ввязался в систему, то тут уже - монастырь, устав. Твои возможности, даже если ты возглавляешь эту систему, ограничиваются системой. Например, я работал в Правительстве Москвы, и там, например, была такая практика, что любые задания устанавливались через стресс. Самые серьезные задачи решались через сначала фиксацию твоего внимания на том, что все пропало, что все разрушилось. И если это происходит в среде, которая тебя окружает, в которой ты функционируешь, то, как ты не конфигурируйся - это, все равно, минимизация последствий от удара получается. Но удары-то ты, все равно, получаешь постоянно?!
- Право выбора - это оптимизация имеющегося ресурса.
- Ну, конечно. Вот я вышел из той системы, я попал в другую систему, которая гораздо более комфортна психологически. Эта система не конструируется под девизом "все пропало". Здесь более или менее все нормально. Понятно, везде есть свои трудности, но, тем не менее, все перевернулось.
- Cлово "кундалини" напомнило мне слово "биеннале". Скажи несколько слов о биеннале о последнем.
- Для меня, в контексте нашего разговора, биеннале явилось важным доказательством - не в том смысле, что я его искал, это и так для меня очевидно, но таким подтверждением, что ли - того, что человеки "живут не для того, чтобы сдохнуть". Не в том смысле, что они стремяться что-то вечное создать, а в том смысле, что они живут для того, чтобы жить. И у какой-то наиболее тонкой части человечества - художники, например - причем, современное искусство, оно еще и высокоинтеллектуально насыщенное, это не ремесло, это много чего, сплав философии, по крайне мере. Это мировосприятие. Так вот, эти люди живут, не будучи озабоченными карьерными устремлениями - ну, в общем, ничем. А, просто - вопреки всему - они интересуются тем, что не "рационально". И живут этим. Это главное наблюдение. Это настолько убедительно, когда ты видишь десятки тысяч людей со всего мира, которые тусуются по непонятно какому поводу с "рациональной" точки зрения. Для которых - это самое главное в жизни. Которые - переживают все трудности неимоверные в этой связи. Ну, например - дикая жара, 40 градусов, упади и лежи в тени где-нибудь. Очереди в туалет на час. Социальная конструкция, она, ведь, по большому счету - не поддерживает нерациональное. И при высокой концентрации сразу видны все эти сбои дурацкие. Видно, что все это так получается, потому что "да не очень-то это и надо". Не в том смысле, что для Италии неважно биеннале, а в том, что для системы, которая все это выстраивает - правительство, корпорации, муниципалитет, отдельные чиновники - в принципе пофиг как жара, так и сортиры. Ну, жарой, понятно, они не управляют, но тентами - управляют. Или, например, водичкой, которую можно попить в эту жару. Причем, это видно это противоречие - представляешь, сколько десяткам тысяч людей, а на самом деле их сотни тысяч, сколько им преград приходится преодолеть для того, чтобы туда попасть, в это самое время со всех концов мира? Ну, неимоверное количество. У каждого свои проблемы. И вот это - кульминация жизни, на самом деле. Возникает ощущение, что это и есть настоящая кульминация настоящей жизни в определенном противоречии с системой "рациональной жизни", которой живет современной общество. Ну, дальше там разные профессионалы делают профессиональные выкладки и объяснения по поводу "почему, например, современное искусство влияет очень сильно на развитие менталитета" или там еще чего-то. А здесь - становиться ясно почему. Потому что - истинные ценности. Мало того - обмен. Колоссальная концентрация обмена своими представлениями об истинных ценностях, ощущениями - потому что далеко не все визуализированно, вербализовано.
- В виде произведений.
- Ну, да. В виде текстов, произведений. Как раз, это самое невербальное общение - вот оно! И тогда становиться ясно, что такое "самое главное в жизни". Это вот и есть оно. Получается, что искусство современное - это в каком-то смысле универсальный повод, универсальный язык, который, может быть, в каждом конкретном диалоге по поводу выяснения смысла - необъективен, так сказать, проиграет чему-то другому...
- Системе объективизации.
- Да. Системе объективизации. Но в силу этой вот концентрированности, всеохвата, всепонимания - пусть каждый по-своему, пусть на неосознанном уровне, но, тем не менее, понимания - и потом - если что не понято, то ощущено! - эта среда разносит дальше опять искры этого главного.
- С точки зрения "рацио", дайвинг - это такая же "бессмысленная" деятельность, как и биеннале.
- Да, конечно. На том уровне понимания. А вот если мы живем не для того, чтобы сдохнуть, вот дайвинг и биеннале - это все то самое и есть. Для чего мы живем.
- Классно. Назови, пожалуйста, свой официальный титул на Венецианском Биенале.
- Комиссар Российского павильона. Структура Биеннале выглядит так. Участвуют страны своими национальными выставками. Но, кроме того, есть специальные проекты интернациональные, в которых участвовало, в том числе, большое количество художников из России. Около 15-ти художников, из них только пятеро в Российском павильоне, а еще 10 участвовали в международных проектах. Кстати, было отмечено, что никогда российские художники не участвовали так массированно на Венецианском Биеннале. Павильон - это презентация государства. Все остальное - это частное мнение, взгляд на искусство кураторов, отдельных художников самостоятельных. Поэтому такое внимание, собственно, павильону, хотя проекты кураторские легко могут быть совсем не слабее, чем павильон, - даже более интересными. Задача павильона - показать основные направления в развитии современного национального искусства.
- А в журнале "Артхроника"? Там у тебя какая официальная должность?
- Издатель.
- А в РОСИЗО?
- Генеральный директор.
- Еще о дайвинге: что главное?
- Международная концепция любительского дайвинга, вот в первую очередь ПАДИ, она заключается в системе партнерства подводного. В этом есть много пользы и много противоречий. Дайверы должны находиться в партнерстве - "бадди". В случае чего - друг другу помогать. Там лозунг такой - "Давайте, вытягивайте!"
- "Бадди"?
- Baddy - партнер. Это система, идеология. Начиная с каких-то продвинутых уровней, эта система начинает тормозить в развитии и давать сбои. Сначала начинаются сбои - тебе попадаются более или менее случайные партнеры. Если у тебя слабый партнер, то он для тебя создает дополнительный риск.
- Система направлена на выживание, на стабилизацию. Не на прорыв.
- Во-вторых, она не дает тебе то, что ты хотел. Все получается, как торчащий гвоздь - надо его загнать по шляпку. Она усредняет все. И начиная с определенного уровня, начинается "развитие учения" вне системы ПАДИ. Начиная с каких-то уровней, это, фактически, индивидуальное плавание. Несмотря на то, что дайверы всегда плавают по несколько человек, это, все равно, уже соло-дайвинг. И зачастую, если что-то происходит, то даже не пытаются помочь. Ну, как правило, конечно, пытаются, есть совместные отработки. Но, тем не менее, в этой идеологии - уже ты сам. Подводная лодка, автономное плавание. Мало того, ты уже получаешь право плавать сам. Скажем, у меня есть квалификация, которая так и называется "соло-дайвер" - я имею право нырять сам, никто не имеет право навязать мне никаких партнеров. Это система, когда ты, действительно, сам отвечаешь за себя. Для того, чтобы иметь такую возможность ты дублируешь технические системы, тренируешься -много чего делаешь: изучаешь теорию, практику, шаг за шагом набираешь опыт. Это очень напоминает продвижение во "внутренних практиках". Где, в какие бы тусовки не сбивался народ, главное, все равно, внутренняя работа. И если твоя система сбоит, то зачастую никто тебе и не поможет.
- Если твоя внутренняя система сбоит.
- Да. Ничего невозможно сделать, потому что это такие глубины и тонкости и сложности, где только ты сам. Причем, на "техническом" уровне это не более важно, чем на "психологическом". То же самое: психическая устойчивость, память, способность сконцентрироваться. И еще. Когда подбираешься к каким-то высоким достижениям, - разные по характеру, по ментальности люди подбираются - их можно принципиально разделить на "спортсменов" и "не спортсменов". Все-таки, те, кому нужны медитации, - это, скорее, не спортсмены.
- А спортсменам нужны достижения, рекорды?
- Да. Это очень хороший стимул. Я бы сказал, что в природе - спортсменов куда больше. По крайней мере, в современном обществе. Они меня так и не поняли, например. Вот я вынырнул, разговариваю, хорошие все ребята - им непонятно, большинству из них, такие же новоиспеченные, как и я…
- У них другие мотивации.
- Для меня это инструмент, а для них это цель. Ну, понятно - формально, дальше, дальше, следующая цель.
- Не спортсмены тебя поймут.
- Не спортсмены - да.
- Я имею в виду - эти твои слова.
- Да, не спортсмены меня поймут. Зачем нужно бежать, бежать, бежать - смотреть еще один вес или испытывать еще одно приключение немедленно? Или читать еще одну книгу?
- ОК.
- Для разных достижений - свои иерархии средств. Спортсмен, "комплекс спортсмена" - это, наверно, и есть тот самый универсальный механизм мотиваций, порожденных обществом, который многие люди воспринимают, как свое собственное внутреннее порождение, как истину. А на самом деле - это и есть главная дурилка.
- Я это называю "автоматический скафандр". Скафандр, который состоит из большого количества автоматических оболочек. Причем, это интеллектуальный скафандр. Ну, вот есть человек - и докопаться до него крайне сложно, потому что он защищен таким скафандром, который сам ставит цели, сам управляет, сам делает.
- Докопаться до него - это все равно, как докопаться до его души.

 

Беседовал Клейн

написать автору

текущее обсуждение на форуме

 

Твое мнение о теме на форуме:

Введите тему нового обсуждения:

Вставьте ваш комментарий:

Это общий форум, сюда может писать каждый. Обязательно для заполнения только поле "Имя".
Имя:  
Пароль:
E-mail:

2003 год
  33   32
  31   30
  29   28
  27   26
  25   24
  23   22
  21   20
  19   18
  17   16
  15   14
  13   12
  11   10

2002 год
  9   8
  7   6
  5   4
  3   2
  1   0


Альбом ZEN-ZEN-ZEN

Межрегиональный эзотерический ресурс - ЭZО-Сеть

НадПроф - Новый Уровень Образованности

Мультимедийные презентации

Литературный конкурс-марафон "Белая Чайка 2003"

Журнал ДзенРу

100 Самых Важных Вопросов и Ответов 2003 года

Магические растения: о свойствах восточных лекарственных растений

  © 2002-2004 Пятое Измерение
Адрес для писем: pi@zen.ru   Дизайн: ИЛ "Ксан"
 

 



Магическая футболка
Магическая футболка
ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Дружественные рассылки
Новости ЭZО-Сети
Библиотека Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия.
Новости БодхиNet
Территория развития
Крылья НадПрофа
Пятое Измерение

 

 

Rambler's Top100 Рейтинг Эзотерических ресурсов Рейтинг@Mail.ru