Пятое Измерение
ДзенРу
номер #20 за 2003 год

Расследование

Поговорить в дельфином

О языке дельфинов и разумности
Беседа с Владимиром Марковым, научным сотрудником Института проблем экологии и эволюции.

- Как в науке понимается, что такое разумность?
- Это вопрос не ко мне. Этим занимается Инна Марковна Крейн в Киеве. Занимается выяснением критериев разумности. Вот представьте себе, вы прилетели на какую-то другую планету. Там какие-то организмы. Перед вами становится первый вопрос: разумны ли они? Ведь они же могут выглядеть совершенно по-другому. Как это можно понять?
- А вы исследовали разумность дельфинов?
- Да, я с дельфинами занимался.
- Почему некоторые люди считают дельфинов разумными?
- Вы знаете, у них очень много форм поведения, после которых нельзя сказать, что они неразумны. Вот из моей работы пример.
Для работы с дельфинами мы выкопали большой пруд, метров 25 на 35 и глубиной 3,5 метра. Поскольку пруд для наших целей оказался слишком большим, то мы сделали вольеры в нем и пустили туда зверей. Потом смотрим: звери плавают уже не в вольере, а снаружи. Как они туда попали? Это было не понятно. Ясно только, что они туда не перепрыгивали. Была натянута сетка и притоплена ко дну здоровенными каменюками на расстоянии полтора метра один от другого. Мы понять никак не могли, как они оттуда вылезают. В конце концов, послали туда аквалангистов. Они сидели там несколько часов. Выяснилось, что один из дельфинов подходит к месту, где есть небольшой провис между камнями, сует туда нос, приподнимает сетку, а второй - проходит. Потом второй поворачивается, перехватывает у первого сетку, и держит, пока пройдет первый. Такое вот взаимодействие. Как вы это назовете?
Потом с этими же зверьми был такой случай. У нас в воде всегда был гидрофон, мы слушали, о чем там звери разговаривают. Потому что бывает, что по звуку можно определить, что там что-то не в порядке. А рядом палатка, в которой мы развернули лабораторию. Однажды вдруг слышим - какофония какая-то. Т.е. по звуку явно что-то происходит. Мы выскочили на мостки, смотрим: в воде круговерть, что происходит - не понятно. Потом они замолчали, выскочили, увидели, что мы стоим на берегу, и опять ушли в воду, опять продолжается эта какофония. А потом, через некоторое время поднимается здоровенный пень из воды. А дело вот в чем. Звери показали нам, что на дне бассейна мы не все убрали. А перед этим была такая сценка. Бассейн мы выкопали год назад. А когда мы туда приехали, естественно, туристы накидали туда всяких банок, пакетов. Прошли наши аквалангисты, собрали мусор по возможности. Что могли. Там же темно вообще-то. Потом звери два-три дня вытаскивали пакеты, приносили к берегу. Это еще можно объяснить, сказать, что это подражательное поведение. Они очень интересовались, что люди делают. А потом вот эта история с пеньком. Туристы скатили в бассейн здоровенный тисовый пень. А у него корни во все стороны, примерно как у елки. Вы представляете, чтобы поднять этот пень, надо было, чтобы кому-то из них пришла в голову эта идея, сама идея нам показать этот пень. Они должны были обменяться друг с другом информацией, взять его за корни так, чтобы он не перевернулся. Они его вдвоем поднимали.
- А что именно вы изучали?
- Мы изучали общение. В основном, акустику.
- А почему именно акустику?
- Потому что море, в общем-то, очень непрозрачная среда. Видно метров на 30. А зверь движется со скоростью до 12 метров в секунду. Значит, он это поле зрения может проскочить за 3 секунды и влепиться во что-нибудь. Поэтому ему нужны какие-то более дальнодействующие средства. Вот он для этого использует звук. У них звук занимает примерно то же место, что у нас зрение. Вот мы, например, видим, а потом обмениваемся друг с другом информацией. А у них звуковидение. И информацией они тоже обмениваются. Поэтому у них как бы две акустических системы. Одна рассчитана на обнаружение и анализ целей, а вторая используется для общения.
- Что вам удалось обнаружить?
- Вы никогда не задумывались, что есть общего у всех языков? Независимо от кого, какой это язык: английский, русский, турецкий, китайский? Все языки устроены по-разному. Но что-то у них есть общее. То, что их делает человеческим языком, который возможно использовать для общения. Если мы возьмем каких-нибудь лягушек, например, то у них есть до семи сигналов. У лягушки-быка, в частности, семь сигналов.
- Это сигналы, которыми они друг с другом обмениваются?
- Да. И это все. У лягушки больше нет средств для создания большего количества сигналов. А у человека огромное разнообразие сигналов в языке. За счет чего оно достигается? Ведь человеку нужно создавать огромное количество слов и огромное количество сообщений из них создавать. Значит, в коммуникативной системе должны быть заложены средства, которые позволяют это делать. Так вот, у человека есть элементарные звуки - фонемы. 6 гласных и около 30 согласных. Комбинируя их, можно построить около 1000 слогов. Далее, из слогов, алфавита второго уровня, можно построить уже следующий уровень - слова. В результате, можно построить колоссальнейший словарь. Он даже будет настолько большой, что в практике никогда целиком не используется. Но возможность такая есть. Поэтому, когда мы смотрим на развитие языка, мы все время видим, как он обогащается.
- Понятно. Так чем же дельфины отличаются от лягушек?
- Оказалось, что у дельфинов коммуникативная система такого человеческого типа.
- То есть, много разных звуков?
- Да. Дельфин может создать, по моим оценкам, примерно 10 в четырнадцатой степени сигналов. И еще оказалось, сигналы дельфинов - это нечто большее, чем слова у человека.
- В каком смысле?
- Вот, например, в чукотском языке нельзя сказать "человек ест мясо". Это выражение говорится одним словом, которое на наш язык можно перевести примерно как "человекомясоедение". Примерно также и у дельфинов.
Нами установлено еще одно важное свойство дельфиньева языка. Если возьмем любой текст человека, то в нем выполняются определенные закономерности. Есть так называемый закон Зипфа, который соблюдается везде, где существуют системные отношения. Если, например, посчитать, сколько слов входит в текст с определенной частотой и построить график, то получим кривую определенной формы. Эта форма сохраняется для всех языков человека. Когда анализ дает такую кривую, это - признак наличия в тексте сообщения. А системные отношения - это то, что я говорил уже - принцип иерархического кодирования, комбинирования - звуки, из них слоги, из слогов слова, из слов словосочетания и т.д. А с другой стороны - это признак определенной организации текста. Все это было обнаружено у дельфинов.
И еще, когда мы смотрим, как ведут себя дельфины, то видим, что в разных ситуациях они используют разную лексику.
- К каким еще результатам пришли вы в своих исследованиях?
- Мы, по сути дела, расшифровали эту языковую схему дельфинов. Выяснили, что язык у них устроен также, как наш, но на другой основе. По некоторым параметрам у дельфинов язык сложнее, чем у человека. Что это означает, мы пока не знаем. Но он отличается, прежде всего, потому что рассчитан другую среду. Не на воздух, а на воду. А в воде скорость звука в 4.5 раза больше, чем в воздухе. Поэтому мозг должен работать быстрее. Поэтому, отдельные короткие звуки у дельфинов могут иметь значительно большее значение, чем для нас.
- Джон Лилли в начале 60-х утверждал, что через 10-20 лет человек будет разговаривать с дельфином. Как вы думаете, почему этого не произошло?
- Эта идея не провалилась. Просто она потребовала значительно больше усилий, исследований, чем казалось сначала. Понимаете, это очень дорогие работы. Во-первых, зверей надо поймать, во-вторых, - приручить. Но не просто приручить, а нужно, чтобы они работали. Т.е. нужно войти с ними в контакт. Дельфины очень хорошо работают в сложных задачах. Значительно лучше, чем в простых. Простые им не интересны.
Например, мы делали такой опыт. Выясняли, способны ли дельфины передавать друг другу произвольную информацию, т.е. биологически не мотивированную. Т.е. не о еде, не о самке и т.д. У нас был бассейн, разделенный толстой перегородкой. В ней только окно было с одной стороны. В каждой половине бассейна находилось по одному дельфину. Над водой по обе стороны перегородки были подвешены мячи разного размера, и мы научили дельфинов толкать их носом. Одному дельфину показывали, например, что сначала надо толкать маленький мяч, а потом большой. И мы хотели узнать, сможет ли он передать это своему напарнику. Опыты, показали, что они способны это делать.
- А как вы это определяете, чувствуете, что им нравится решать сложные задачи?
- А очень просто. Когда им дают сложные задачи, и когда у вас контакт со зверьми хороший, звери начинают предлагать свои стратегии работы. И это очень здорово. В этом эксперименте с мячами, дельфины нас очень удивили. Они почти сразу предложили нам то, чему мы хотели их научить примерно за два месяца.

 

Смелый безумец
Эту кашу заварил один американец, которого некоторые считают безумцем. Имя его Джон Лилли. В 1958 году он выступил с докладом, взбудоражившим околонаучную общественность. В нем Лилли не только высказал смелую идею о том, что дельфины разумны, но и привел довольно убедительные аргументы. Лилли увлеченно рассказал, что рядом с нами существует разум, который мы не замечаем только из-за собственной ограниченности. Что за миллионы лет эволюции дельфины и киты постигли не только тайны океана, но и законы мироздания. "Прежде чем устанавливать связь с Bнеземными Цивилизациями, необходимо установить связь с другой цивилизацией на Земле - Дельфинами," - писал Джон в своей книге.

Дельфины и биология
Никто из биологов не сомневается, что дельфины стоят почти на вершине биологической эволюции. Многие исследователи ставят их на второе после человека место, отодвигая на третье обезьян, которые гораздо больше похожи на людей. Но наличие разума - более тонкий вопрос.
Мозг дельфина по некоторым параметрам превосходит даже человеческий. Он больше весит, в нем больше извилин. Правда, он уступает мозгу людей по коэффициенту энцифализации, но кто сказал, что именно это истинный критерий разумности?
Если сравнивать эволюцию человека и дельфина, то прежде всего нужно сказать, что они пошли другим путем. 70 миллионов лет назад они ушли в воду в поисках пищи и спасаясь от хищников. Сначала их предки гуляли по прибрежным водам, но потом все дальше уходили в океан. Их тела сильно изменялись, приспосабливаясь к водной среде. Исчез шерстяной покров и задние ноги. Передние конечности стали плавниками. Кожа стала гладкой, форма тела обтекаемой. И поэтому сегодня некоторые люди путают их с рыбами. Хотя по внутреннему строению они очень похожи на нас. Дельфины теплокровные, живородящие и млекопитающие.
Так что же заставило Лилли и его сторонников утверждать, что дельфины разумны? Они чрезвычайно любопытны, часто подплывают к людям и кораблям. Они очень любят играть. И между собой, и с человеком. Исследователи утверждают, что они способны решать задачи, с которыми другие животные не справляются. Люди ловят дельфинов и учат выполнять цирковые номера. Некоторые скептики считают, что раз дельфинов можно дрессировать, то, значит, они такие же животные, как и все остальные. Однако, Карен Прайор, опытная дрессировщица и исследователь утверждает, что надрессировать можно и человека. А то, что дельфины быстро осваивают новые упражнения, может говорить о высокой степени обучаемости, о готовности к сотрудничеству, о том, что им нравится учиться.
А вот научить их понимать язык человека до сих пор не удалось. Дельфины могут повторять человеческие слова. Но насколько осмысленно они это делают? Пока неизвестно. Ведь птицы тоже имитируют нашу речь, но мы не называем их интеллектуальными существами.

А что такое разум?
Давайте немного задумаемся над сутью проблемы. Мы задаемся вопросом, разумны ли дельфины. Но знаем ли мы сами, что такое разумность? На уровне интуиции и среди людей нам это всегда понятно. Нормальный человек сразу определяет, разумны ли слова и действия другого человека. Но можно ли вывести объективные критерии разумности, причем для других жизненных форм? А как быть в случае, если мы не знаем их языка?

Коммуникационный барьер
В рассказе Ильи Щурова, который я недавно прочитал, группа исследователей ищет разумную жизнь в космосе. Они обнаруживают планету с красивой разноцветной атмосферой и с необычным излучением. Команда приземляется, но находит там только прекрасную природу. В разочаровании они улетают, а планета издает вопль разочарования, отчаяния, удивления: "Не поняли. Не узнали. Не увидели. Как они могли не понять, что я разумна, ведь я им столько раз демонстрировала это!!!" Но для них этот сигнал - просто необычная вспышка молнии в атмосфере.
Здесь прекрасно показана проблема коммуникации, проблема понимания.
Даже люди часто не понимают друг друга. А когда речь идет о разных формах жизни, все становится намного сложнее.

Дельфины, вы разговариваете?
А есть ли у дельфинов свой язык, могут ли они передавать друг другу сложные сообщения? Группа советских исследователей под руководством Владимира Маркова, исследовав акустические сигналы дельфинов, сделала вывод, что система коммуникации дельфинов в определенном смысле сходна с человеческим языком. Она является иерархической. То есть, так же, как из звуков мы строим слоги и слова, дельфины из простых сигналов составляют более сложные. Но вот понять смысл сообщений дельфинов пока не удалось.

Иконические языки
Возможно, нам трудно понять дельфинов, потому что наш язык уже слишком абстрактен. Слова, которые мы произносим, состоят из звуков, никак не связанных с тем, что они обозначают. Есть и другие виды языков - иконические. В них форма сообщения напоминает объект, на который они указывают. Символы древних языков человека формой напоминали обозначаемый предмет. Олег Юцкевич, научный сотрудник Белорусского госуниверситета, считает, что именно с помощью иконического языка можно установить разумный контакт с дельфинами. Конечно, у дельфинов нет письменности, но, может, их акустические сигналы являются иконическими?
Как решают проблему общения два иностранца, разговаривающих на разных языках? Они переходят на язык жестов и пантомимы, и на язык звуковых образов. Если я скажу вам "Чух-чух-чух!", вы наверняка поймете, что я хочу сообщить вам о едущем паровозе.
Паровозы, конечно, не плавают в океане. Но, следуя идее Юцкевича, ученые могли бы набрать группу звуков, похожих на те явления, с которыми дельфины встречаются в воде, и завести с ними разговор, используя эти сигналы, как слова. Исследования в этом направлении начались совсем недавно. И я надеюсь, что мы еще узнаем много интересного о диалоге человека с дельфином.

 

Евгений Коваленко

написать автору

текущее обсуждение на форуме

 

Твое мнение о теме на форуме:

Введите тему нового обсуждения:

Вставьте ваш комментарий:

Это общий форум, сюда может писать каждый. Обязательно для заполнения только поле "Имя".
Имя:  
Пароль:
E-mail:

2003 год
  33   32
  31   30
  29   28
  27   26
  25   24
  23   22
  21   20
  19   18
  17   16
  15   14
  13   12
  11   10

2002 год
  9   8
  7   6
  5   4
  3   2
  1   0


Альбом ZEN-ZEN-ZEN

Межрегиональный эзотерический ресурс - ЭZО-Сеть

НадПроф - Новый Уровень Образованности

Мультимедийные презентации

Литературный конкурс-марафон "Белая Чайка 2003"

Журнал ДзенРу

100 Самых Важных Вопросов и Ответов 2003 года

Магические растения: о свойствах восточных лекарственных растений

  © 2002-2004 Пятое Измерение
Адрес для писем: pi@zen.ru   Дизайн: ИЛ "Ксан"
 

 



Магическая футболка
Магическая футболка
ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Дружественные рассылки
Новости ЭZО-Сети
Библиотека Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия.
Новости БодхиNet
Территория развития
Крылья НадПрофа
Пятое Измерение

 

 

Rambler's Top100 Рейтинг Эзотерических ресурсов Рейтинг@Mail.ru