Пятое Измерение
ДзенРу
номер #20 за 2003 год

Живой разговор

Ломальщик или лепильщик?

Интервью с Виктором Кротовым,
детским писателем


- Многие говорят про творчество, что оно как бы не их, а оно откуда-то приходит и насквозь проходит. Вы что про это думаете?
- Я думаю, что вообще многие вещи приходят сверху и проходят насквозь, если мы являемся хорошими проводниками. Когда мы являемся плохими проводниками, все это в нас или не входит, или перегорает. А что все мы участвуем в осуществлении Божественного замысла, я в этом совершенно убежден, иначе не было бы все так интересно и увлекательно.
- А бывает что-нибудь, что идет от самого человека? Или все самое настоящее - именно внешнее, и его можно лишь как проводник пропускать?
- Я очень люблю идею, которую проповедовал философ Бердяев, а до него еще гениальный Бёме - сапожник, который написал несколько философских книг. Они считали, что Господь должен был сделать человека из какого-то материала. Все пытались понять, какой это материал, и поняли, что Господь сделал человека из свободы. Это называется меонической свободой, то есть той, которая была еще даже до творения. И человек может все, что угодно. Может быть светлым, может быть черным, может грешить, может быть святым, но почему-то ему гораздо лучше становится, когда он, все-таки, идет вверх, а не вниз. За исключением особых случаев, которые - ну, как бы человек уже выбрал, уже получилось направление вниз, и оно начинает доставлять ему такое разрывающее удовлетворение. Но это редкие случаи. Вообще, человеку нравится больше вверх, чем вниз.
- В жизненных ситуациях, когда сложно выбор сделать - как определить? Выбор - куда поведет, вверх или вниз?
- Есть внутреннее ощущение очень простое. Когда мы с дочкой ходили гулять, и она страшно страдала, что вечером сделаешь снежную бабу, а утром приходишь - уже разрушена. Мы с ней тогда решили, что есть два рода людей: одни - это ломальщики, а другие - это лепильщики. Все дело в том, к кому ты относишься. Что тебе больше нравится. И вот в жизненных ситуациях трудных всегда надо смотреть: куда ты идешь? Ты работаешь на хаос, на увеличение энтропии в жизни - или на созидание, на творческое начало? Ты ломальщик или лепильщик? И я думаю, что очень многие ситуации можно увидеть конструктивно, если понять: твой шаг очередной, который ты хочешь сделать, - он строительный или разрушительный?
- Вы пишете и для детей, и для взрослых. Чем отличается то, как писать для взрослых и как для детей?
- У меня очень просто отличается: то, что я пишу для детей, должны воспринять дети. Я все время стараюсь читать им то, что пишу. Если они воспринимают, то все в порядке.
- Вы прямо в жизни это все проверяете?
- Да, у нас на квартире действует уже лет 7 или 8 такой детский клуб домашний, называется он "Светлячок". Там собираются дети, начиная когда-то с 3-4 лет, а сейчас уже им от 10 до 14. Вместе с моей дочкой клуб взрослеет. Мы часто читаем какие-то сказки, так что это всё достаточно у меня апробировано. Для детей писать, в каком-то смысле, легче, чем для взрослых: надо следить за языком и не писать всяких заумных вещей. Если они понимают, они понимают гораздо лучше, чем взрослые, гораздо тоньше. Взрослым приходится растолковывать, им нужны какие-то смыслы, подтексты, аллегории, ассоциации, реминисценции - а ребенок воспринимает непосредственно интуицией или фантазией. Я даже делаю такие книжечки, в которых на одной страничке маленькая сказка, а другая страничка пустая, чтобы ребенок мог нарисовать то, что он видит, и они мне потом возвращали эти книжки с рисунками, и не было ни одной книжки, где рисунки были бы похожи друг на друга. Вообще, для детей я пишу потому, что для взрослых писать, честно говоря, поздно.
- Чем взрослые отличаются от детей?
- Честертон говорил, что взрослые - это страшно разросшиеся дети. Я думаю, что взрослые очень много теряют, вырастая. Если они одновременно не успевают приобрести некоторые компенсирующие особенности, то превращаются в обывателей, которыми полна, к сожалению, планета на 90%. И с ними, собственно, ничего не сделаешь, их уже ничем не растолкаешь, ничем не растормошишь, они уже приросли, как моллюски, к своей житейской раковине, и все. А дети - они все понимают по-настоящему, они все чувствуют, у них обостренные ощущения, обостренные чувства, обостренная фантазия. И с ними можно говорить совершенно на равных, на понятном им и мне языке, и это все можно использовать, это все идет впрок, они на этом растут. Для них это как пища. А за взрослых даже обидно. Ему чего-то пишешь-пишешь, пишешь-пишешь, а он там со своей зашоренностью уже ничего не воспринимает. Не понимает даже, о чем речь.
- Как происходит, что ребенок - открытый - превращается во взрослого?
- О-оо… страшная вещь, в которой участвует все наше общество. Вы читали "Человек, который смеется" Гюго? Там рассказывается о компрачикосах, которые воровали детей и деформировали им лицо, чтобы те были такими уродами страшными. Потешными. Там главный герой - сын лорда. Ему сделали безобразную улыбку до ушей и зарабатывали, показывая его публике. Вот наше общество занимается чем-то таким в тотальном порядке. Что мы делаем с ребенком? Вот прекрасный ребенок, чудесный. Сначала мы его пытаемся загнать в детский сад. Потом запихиваем в школу.
- Это все, что извне с ребенком делают. А что у него внутри делается, что он перестает быть ребенком?
- Я думаю, внутри происходит, как правило, очень большая трагедия. Ребенок, который тянется к свету, к какому-то светлому началу в жизни, ему постепенно все больше и больше закрывают этот горизонт. Это делается, все-таки, снаружи. Просто есть дети сопротивляющиеся, есть дети благодатные, с которых вообще все это стекает. А многие дети не в силах сопротивляться, нет у них вот такого, что может противостоять усилиям окружения, и они постепенно гаснут. Елена Рерих в "Агни-йоге" писала, что у нас в современном обществе разработана целая система огнетушения. Как погасить огонь в ребенке, чтобы он угас навсегда. И перечисляет, какие есть для этого "талантливые" методы: школа один из этих методов, есть еще куча других методов. Все наши усилия, такое ощущение, состоят в том, чтобы погасить в ребенке то светлое, что у него есть.
- Дети практически ничего не могут сделать, чтобы это прекратить?
- Я говорю, если у ребенка есть особый склад натуры, и если, все-таки, не очень жесткие к нему условия предъявлены, то ему удается постепенно, через всякие, конечно, пройдя лабиринты, постепенно начать развивать в себе то, что ему не смогли помочь развить окружающие. Но вот тут начинается эта загадка, с которой мы начали: неужели все идет не от человека, а все идет от Бога? Многое идет от человека, просто все самое интересное у него начинается тогда, когда он начинает чувствовать то, что идет от Бога и звучать в унисон с этим, тогда весь его организм начинает вибрировать и отзываться на те вещи, которые в нем самом таятся.
- Просто от человека и от Бога начинает идти одно и то же?
- Конечно, трудно представить себе какие-нибудь божественные дела, но если представлять: вот Господь творит человека. Как глину - лепит, и говорит: "Я этого человека задумаю гениальным инженером - как он подумает, сразу у него мысли заработают, сразу он знает как, что - во будет инженер! - все закачаются и отпадут. И, значит, бросает его в какой-то эмбриончик, где-то он рождается, вспомнить ничего не может, молоко ему нужно, памперсы… Постепенно растет, и вдруг что-то в нем начинает брезжить: догадка о том, что когда его замешивали, что-то такое в него вкладывали, какой-то смысл.
- А в каждого что-то вкладывают?
- Конечно! Я вот веду литературную студию, ко мне приходят дети. Через одно-два занятия я вижу, что это ребенок совершенно гениальный в каком-то направлении. Я начинаю родителям объяснять: вы знаете, что у вас девочка гениальная? - "Ха-ха-ха, - говорят, - да ну…". Я говорю: она стихи пишет, которые взрослый написать не может. - "Ну, - говорят, - эту чепуху-то?". Только когда ребенка опубликуют в каком-нибудь глянцевом журнале, и я принесу, дам матери, скажу - вот, видите? - "Ах, да". - А еще если там какой-нибудь гонорар заплатят. Тогда они сразу начинают понимать, что что-то не так. Со сцены ребенок если выступит, на кабельное телевидение отвозили, чтобы он оттуда… Вот когда я вез последний раз девочек с кабельного телевидения, их мамы во дворе встречали - как они к ним бросились! Они их обнимали - "Я и не представляла, что ты такая!" - Это же были звезды телеэкрана уже, а не просто дети!… А до этого - эх… Мы массу усилий затрачиваем на то, чтобы ребенку не дать быть тем, кем он есть. Вот этот ребенок задуман, как инженер. А его будут учить писать сочинения, толковать ненужные ему "образы", будут учить петь хором, будут массу всяких вещей в него пихать. И если родители врачи, которые мечтают о династии? Он же в какие-то инженеры хочет пойти, что за ерунда такая? И они начинают ему промывать мозги. И запихивать в институт филологический или еще что-нибудь. Он идет по совершенно другой профессии, не знает куда деваться, начинает маяться, ему нехорошо. Да, он может делать то, чему его научили, но пока не найдет себя самого, каким он задуман, - он не получит ни счастья, ни покоя, ни радости. Или будет у него обывательский сытый покой, когда он отработал неважно кем, пришел домой, погладил ребёнка по головке, выпил пивка, посмотрел телевизор и лег спать, потому что завтра вставать рано. Все, вся жизнь.
- Когда детство закончилось, у человека есть шансы выкрутиться и эту механику наносную сбросить?
- У человека такой шанс, конечно, есть всегда. Был такой учитель жизни - Гурджиев. Он говорил, что судьбы человечества определяют гигантские шестеренки Рока, необходимости - механизм такой, железный, неумолимо работающий по своим законам. И только у одного-единственного отдельного человека - неважно кого - у каждого отдельного человека есть шанс из этих шестеренок выскользнуть и сделать свою жизнь так, как он считает нужным. Поэтому у "статистического" человека шансов, может быть, и нет, а у живого человека шансы всегда есть.
- Что ему делать?
- Ему, во-первых, надо понять, что есть вещи, которые работают ему на пользу, а есть вещи, которые работают ему во вред. Стараться убегать от вредных и идти к хорошим. Хорошие вещи какие? - Которые помогают ему сориентироваться. Которые помогают ему обнаружить, на каком свете он живет, какие вещи для него действительно важны, а какие второстепенны. Вот это все он должен осознать. Он должен найти какую-то ориентирующую систему или какого-то ориентатора, который поможет ему сориентироваться. Тогда он сможет выработать для своей жизни какое-то направление, которое его собственное, а не потому, что он в какой-то школе учился.
- Но сначала в, любом случае, ему нужно что-то внешнее, на что опираться? Потому что у него, получается, ничего кроме механики нет?
- Нет, нет, это не внешнее.
- Я имею в виду под "внешним" - ориентирующую систему или ориентатора, если он сам по себе мало что может.
- Человек очень многое может. Во-первых, есть люди, которым дана такая вот мощная ориентирующая сила. Скажем, когда индийский мальчик - потом он стал духовным учителем, индийский брахман Рамакришна - увидел летящего журавля в небе. Он испытал такое ощущение, хотя вроде ничего такого особенного не произошло, которое определило его жизнь. Он понял, кто он такой, что он должен в жизни делать, как ему жить. Ему никто не нужен был внешне. Но таких людей мало. Я вот человек очень медленного развития, мне надо было перечитать огромное количество книг, переговорить со многими людьми, которые мне мозги вправляли, разъезжавшиеся в самые разные стороны, и это нормальный жизненный путь человека. Любой человек, который будет искать тех, кто способен рассказать ему о жизни - неважно, живой человек или книга, или учение какое-то - будет делать эту работу, ее необходимо сделать. У человека не очень много времени от начала юности до выхода на свою собственную орбиту. Мои наблюдения показывают, что если человек до возраста Иисуса Христа, скажем, до 33-35 лет на эту орбиту не вышел, то у него шансов уже очень мало. Впрочем, Господь всегда может его взять за шкирку и сказать - "Эй!". Такое бывает. Лев Толстой, например, его знаменитое арзамасское чудо - 53 или 56 лет ему было, когда его взяло за шкирку, тряхнуло, и он понял, что он, оказывается, должен быть не только писателем, но еще и философом, и строить мировоззрение, и читать Евангелие.
- Но такой благоприятный период для развития заканчивается?
- Да, период самовоспитания, самоорганизации заканчивается, в общем, к 30 годам, к началу четвертого десятилетия, уже очень трудно потом. Если ты к этому времени запасешь какой-то потенциал, то продолжаешь продираться дальше, само собой. Не то, что к этому времени у тебя нимб вырастает над головой - нет. Дальше идет уже нормальная жизненная работа, но вот человек уже понимает, что в нем заключено что-то больше обычной жизни благополучной. Или неблагополучной.
- Когда человек развивается, он просто каждый раз выбирает светлое?
- Философия, если бы занималась тем, чем положено, она бы каждому человеку в первую очередь говорила: стоп, остановись, посиди спокойно, подумай, загляни в свой внутренний мир, давай посмотрим - что у тебя там есть? Человек обнаружит там множество очень интересных, очень полезных вещей, например разум, который часто отождествляют с логикой, тем не менее, разум - это совсем другое. Это сама способность сознания - я его называю зрячий свет - то есть это возможность, внесенная в человека извне. Бердяев говорил, что разум внеприроден человеку. Это нечто другой природы, иначе он бы не мог осмысливать жизнь, если бы он был частью этой жизни. Потом у человека очень много разных чувств. Эти чувства можно представить себе в виде разных живых существ, которые дружат друг с другом или устраивают потасовки, борются за власть, завоевывают друг друга, свергают друг друга, рождаются, развиваются, угасают. Но я когда стал думать, сколько разных по породе чувств, насчитал всего чувств десять.
- Какие?
- Начнем, например, с чувства родства. Точнее, с такой породы чувств. Их много разновидностей. Чувство родства - это отношение к матери, или к отцу, или к ребенку. Душевно-биологического родства. Это очень важное чувство, одно из первых, которое приходит к человеку в жизни, оно не одно, их много, но порода - одна. Дальше: чувство дружбы. Это не врожденное, это то, что приобретаешь. Чувство, освобожденное от всяких сексуальных подтекстов, чувство тяготения души. Следующее: чувство долга. Оно не очень сейчас котируется это чувство, тем не менее оно у многих людей является может быть даже иногда и правителем сознания, когда человек знает, что он должен, и это определяет все остальное его поведение. Дальше. Чувство прекрасного, эстетическое чувство, наша способность воспринимать красивое: и художественное, и природное. Чувство этическое. Что такое хорошо и плохо, добро и зло, совесть - это всё помогает понять, что такое этическое чувство. Чувство логическое. Это может показаться непривычным, но я логику причисляю к чувствам, поскольку она, как и чувства, очень переменчива - от страны к стране, от эпохи к эпохе. То, что кажется нам логичным, это не навсегда и не повсюду. Логика китайского мышления - она сильно отличается от логики европейского мышления. Поэтому чувство логики, для меня - лишь одно из чувств, которое может с другими враждовать, дружить, бороться за власть, причём довольно жёстко. Бывают законченные рационалисты, у которых к власти пришло чувство логики, и все остальные чувства у него под пятой. Их сознание и любовь проверит логикой, и дружбу проверит логикой, и все разложит по полочкам. Ещё есть чувство социальности, отношения к людям, к обществу. Есть чувство веры. Чувство веры - это наше отношение к Высшему, как бы его ни называть. Хорошее, важное чувство, очень много человеку дающее. Чувство любви. Вполне ярко выраженное чувство мужчины к женщине или женщины к мужчине. Это уже не дружба, это совсем другое. И, наконец, чувство призвания, о котором я говорил. Ощущение того, что я создан для этого, что это - мое, что в этом я могу максимально выразить себя.
- Если одно чувство возвышается над всеми остальными, то это перекос? Как их организовывать?
- Почему? Есть чувства, которые хорошо подходят на роль правителя сознания. Например, чувство призвания - великолепный монарх. Когда, скажем, главой сознания становится чувство логики, это, по-моему, немножко страшный исход. Нельзя ему доверять управление государством. А вот чувству призвания можно. Оно очень благородное, оно заинтересовано в том, чтобы каждое из других чувств достигло максимального самовыражения, максимальной реализации. Мне, как человеку верующему, кажется, что и чувство веры - очень хороший правитель сознания. Про то, что чувство любви может завладеть сознанием и все чувства ему охотно покоряются, мы тоже знаем из литературы. Есть чувства, которые вполне годятся на роль правителя. А вот чувства долга, по-моему, сомнительное чувство. Оно может такой деспотизм навести, что не дай Бог.
- Чтобы выбирать, какое чувство годится, а какое нет, должно быть что-то над ними?
- Разум. Разум не в смысле логики, а в смысле видения, сознания, в смысле, вот как индусы говорят, что есть поле - мир, а есть наблюдатель поля, смотритель поля. Вот, разум как смотритель поля.
- А что ближе вам лично?
- Мне ближе всего путь философский, миросозерцательный. Путь, когда ты внимателен к тому чувству, которое тебя волнует, пытаешься разобраться в его характере, в его привычках, в его поведении. Что на него воздействует в одну сторону, что в другую? что его двигает вверх, а что вниз? что заставляет его ходить хаотическими петлями туда-сюда? Когда мы в этом начинаем разбираться, само это стремление разобраться уже действует созидательно. Ведь мы уже лепильщики, уже пытаемся вылепить внутри себя некоторую гармонию. Пытаться принимать жизненные решения наобум, по-моему, не очень квалифицированно - все-таки есть определённая внутренняя реальность, и надо знать, что она из себя представляет. Мы очень мало про себя знаем и еще меньше стараемся узнать. Скажем, человек может самовнушением остановить себе кровь или обезболить порез. Он может внушить себе, что не чувствует боль, и боли чувствовать не будет. Этому можно научиться. Правда, не за три минуты. И желающих учиться этому почему-то очень мало. Потому что тут как следует постараться надо. Или вот, например, человек может научиться читать в двадцать раз быстрее, чем он читает. Есть такие курсы скорочтения, методики специальные, а много людей учатся скорочтению? Мало. Не так давно я сделал открытие. Еще года, наверно, не прошло. В жизни есть две силы, которые противостоят друг другу и при этом отличаются в названии на одну-единственную букву. И все дело человека - это правильно выбирать между этими силами. Это сила ТОРМОЖЕНИЯ - сила инерции - и противоположная ей сила ТОРМОШЕНИЯ. Либо ты склонен к торможению, тогда ты говоришь: "Да ладно, оставьте меня в покое!" - либо ты себя тормошишь, тормошишь тех, в ком видишь какой-то смысл, и тогда у тебя совсем другой подход к жизни. Торможением заниматься, кстати, гораздо легче.
- Торможение, скорее, само по себе происходит - второй закон термодинамики, возрастание энтропии?
- Да, но, между прочим, жизнь вообще отличается тем, что она производит нег-энтропию вместо энтропии. Человеку свойственно работать на созидание, на тормошение, на движение, а не поддерживать своими силами второй закон термодинамики. Чем мы очень часто занимаемся.
- "Свойственно", потому что человеку лучше от этого становится? Но все равно ведь надо прикладывать усилия?
- Это уже дополнительная награда, что становится лучше. Иначе не было бы свободы человека. Все бы делали хорошо только потому, что ему кайфа от этого больше. На самом деле кайфа может быть больше от того, чтобы, например, бутылочку пива выпить, телевизор посмотреть, а чтобы сделать усилия какие-то тормошащие, приходится от этого кайфа отказываться. Приходится страдать от недосыпа, к примеру.
- Если рядом родственник или человек, с которым соприкасаешься, можно ли брать на себя ответственность пинать его, шевелить?
- До определенной степени. Вмешиваться надо иногда, но все это делается до определенной степени. Не надо стараться быть выше Господа Бога, который человеку дает свободу. Мы должны уважать свободу окружающих. Если человек, которому мы хотим помочь и тормошим его, принимает наше вмешательство, воспринимает нормально, то хорошо. Если начинает протестовать, раздражаться и отвергать наше тормошение, то, наверно, мы должны себя урезонить.
- То есть, горькие лекарства - это плохо?

- Есть люди, которые любят горькие лекарства. Есть люди, которые готовы на это пойти, и тогда можно с этим человеком работать и делать для него то, что мы можем.
- Но все равно он сам должен решить, что он этого хочет?

- Да. По крайней мере, он не должен утверждать обратное.
- То есть, свобода его всегда самому решать?
- Конечно. Мы можем что? Мы можем открывать для тех, кто рядом с нами, какие-то возможности. Мы можем проявлять свои чувства, проявлять свою заинтересованность. До той степени, когда человек говорит: "Не надо, мне этого не надо. Оставь меня в покое". За эту границу нельзя заходить. Во-первых потому, что не у каждого человека то время созревания, то время готовности, которое нам кажется подходящим. Может, у человека произойдет духовная эволюция больше, чем у тебя в 10 раз, только не сейчас, а через год. Чего ж мы будем сейчас лезть со своими мелкими духовными открытиями, когда они ни к селу ни к городу? В этом смысле надо просто уважительно относиться к каждой живой судьбе и понимать, что есть очень много вещей, которые мы просто не в состоянии ни увидеть, ни сосчитать, ни предположить. Доверительно относиться к ситуации. Не думать, что мы можем дирижировать любой ситуацией и манипулировать любым человеком. Я помню, как у меня давным-давно был приятель, страшно обиженный на двух своих знакомых, парня и девушку, которых он познакомил. Они поженились, а он потом из-за чего-то на них обиделся и ходил негодующий: "Это же я их познакомил! Как же они этого не понимают?" Вот он считал, что он это сделал, произвел это. Это всё не так, мы друг для друга - лишь загадочные факторы жизни, которые могут сработать, могут не сработать. То, что с нашим участием что-то произошло, - это же не значит, что мы - авторы этого события. Когда мы старались-старались, книжки подсовывали, мудрые вещи говорили - и вдруг человек что-то для себя понял - это не значит, что мы это сделали. Конечно, очень соблазнительно так говорить - вот, я его просветил! - но это полная ерунда. Если бы в нем не было этих зерен, которые проросли, если бы у него не было своей внутренней работы, мы могли бы вокруг него ходуном ходить, и все без результата. Таких случаев гораздо больше.
- И тем не менее, делать это все-таки надо?

- Конечно!
- Зная, что может быть, ты вообще никогда ничего не изменишь, все равно прикладывать усилия надо?
- У меня есть любимый поэтический жанр - трехстишие. Не хокку, а русское трехстишие. Одно из них, давно мною сочинённое, до сих пор нравится мне, как некая образная формула:
Наше дело - пытаться.
Удачи - это Божье благословение стараний.
Это моё понимание того, что человек может, смысла человеческого труда. Мы можем пытаться, да, но только вот не претендуя на авторство результата. А как наше участие поможет другому человеку - это совсем уж не нашего ума дело.
- В отношениях с людьми что самое главное?
- Ну, это еще в Евангелии написано. Главное - это любовь, по-моему, никто этого не отменял и отменить не может. Если человека любишь, то можешь позволять себе по отношению к нему гораздо больше вещей, чем если ты к нему относишься здраво, трезво, дружелюбно и так далее.
- Позволять себе по отношению к нему?
- Ну, больше, может быть, вот этого элемента тормошения. Больше за него переживать, больше его куда-то тащить. Любовь дает некоторые дополнительные права, конечно. Если это любовь, а не псевдо-любовь, которую мы себе надумали и которая не имеет отношения к самому человеку. То есть, если это все по-настоящему. Мы ведь себя можем дурить всякими разными способами. Но если присмотримся - можно разглядеть: что вверх, что вниз, что по-настоящему, что фальшиво. Если не хочется приглядываться - то что уж поделаешь.
- Если присматриваться, то всегда можно определить, что настоящее?
- Да, хотя это не всегда приятно. Самостоятельно ориентироваться - или кто-то нам поможет. У нас вокруг всегда множество подсказок. Мы просто не привыкли ими пользоваться, мы им часто не доверяем, мы думаем, что своим умом больше угадаем. Но даже случайная фраза может помочь, навести на мысль, только мы должны быть настроены на угадывание. Должны знать, что мы не живем изолированно в своем мозге, в своей квартире, в своем теле, а взаимосвязаны тонкими невидимыми нитями со всем человечеством, со всем миром. Есть такая книжка четырехтомная - по-моему, она называется "Две судьбы" - или "Четыре судьбы"? - её написала актриса Антарова. И вот там все ее герои без конца повторяют фразу, до которой она сама дошла, которую она считает своей, что "каждый человек друг для друга великий учитель". Если мы этим пониманием овладеваем, то мы и впрямь можем учиться буквально у любого человека, который встретится нам в жизни.
- Но направление нужно как-то задавать? Или подходит любая информация?
- Люди учат друг друга не с помощью информации. Люди учат друг друга самыми разными способами. Вы читали "Колыбель для кошки" Воннегута? Там есть у него много всяких терминов смешных. Например, есть такой тип человека, который он называет "ранг-ранг". Это человек, который делает такие поступки, что глянув на них, мы понимаем, что так поступать нельзя. Так что учиться можно разными способами. Можно учиться от противного, можно от позитивного.
- Вы смотрите вокруг - на людей, на Москву, на природу, на всю ситуацию. У вас по отношению к ней какие эмоции - все плохо, все хорошо, все правильно или как?
- Ни то, ни другое, ни третье. Все гораздо сложнее. Говорить, что все хорошо, - это бессмысленно, потому что далеко не все хорошо. Говорить, что все плохо, тоже нелепо, потому что очень много хорошего. Обычно смотришь, что тебя радует, что тебя печалит, и что из того, что тебя печалит, можно каким-то образом изменить. Если находишь какой-нибудь, хотя бы даже чисто мысленный путь к изменению, это уже важно. Тогда, если кто-нибудь спросит меня, что же делать в таком вот положении, - я скажу: ясно что делать, то-то и то-то. Поэтому, когда видишь, что что-нибудь не так, и понимаешь, как это должно быть по-другому, это уже большое дело.
- Если брать в масштабах человечества, то все, что происходит - оно идет правильно? Пусть оно идет так, как идет, и во что-то складывается?
- Что значит "правильно"? Множество разных частных вещей. Например, если говорить о философии, она занимается совсем не тем, чем она должна заниматься, и уже несколько сотен лет старательно идет в сторону от своего главного занятия. Например, меня беспокоит ситуация со школой, и не только у нас в стране, а по всему миру это все немножко ужасно. Меня беспокоит ситуация с семьей. Меня беспокоит ситуация с верой и религией - много всего разного, что совсем не так устроено, как хотелось бы.
- Я имею в виду не столько "как хотелось бы", а - "оно правильно складывается"? Может, оно все ведет к тому, чего нам просто не видно?
- Оно ведет, но если почитать Апокалипсис, то можно представить, к чему можно придти. Вопрос в том, можем ли мы что-то изменить. Завтра ли начнется третья атомная война, или мы проживем еще много тысячелетий, или дело кончится каким-то безумным катаклизмом природы. Наверняка от нас всех зависит, что будет завтра и что будет потом. В частности, от нашего понимания смысла жизни.
- Где заканчивается ответственность человека не за его маленький мир, с которым он непосредственно соприкасается, а в более масштабной ситуации?
- Она нигде не заканчивается. Как ни странно, хотя я человек достаточно деятельный, но мне ужасно нравится такая древняя мистическая концепция - индуистская, суфийская - что мудрец, которого беспокоит состояние мира, может быть замурован в пещере, и все равно его мысли будут участвовать в изменении мира. Мне это хорошо понятно. Тем более, что, в общем, немножечко в такой ситуации мы поневоле сейчас находимся. Потому что я, скажем, пишу книги, которые рассчитаны в принципе на большой резонанс, на большое звучание, а у меня такое ощущение, что они какой-то слишком тонкий слой охватывают, и не всегда тех людей, на которых они должны были бы работать. Но никто в этой работе не заинтересован. Вот и кажется порою, что действительно замурован в какой-то каменной пещере. Ну и что? Ну и нормально. Мы же не знаем, как и что развернется. Думали ли мы при советской власти, что пройдет десять лет, и начнут публиковать те книги, которые мы передавали друг другу ночью в виде фотографий или пожелтевших бумажных листов? Это было совершенно непредставимо. Сейчас мы живем в принципиально другой стране, в другом мире, в другой ментальности. Может быть, и здесь что-то изменится так, что через 5-10 лет вещи, которые сейчас не востребованы, окажутся страшно важными, страшно полезными, пойдут в дело. Я недавно был на спектакле рождественском, в котором взяли фрагменты из моей книжки "Волшебный возок", тексты песен положили на музыку, сделали костюмы великолепные, отличный сценарий - был настоящий мюзикл детский, переполненный зал. Я сидел и радовался, что это работает, что все это визуально воплощено, что дети вибрируют от этого. В количественном плане, конечно, это не то, о чем можно было бы мечтать. Но кто его знает? Мне бы, конечно, хотелось, чтобы все это начало мощно работать. Так же и со сказками. Я про каждую сказку знаю, что в ней по крайней мере три этажа. Даже когда их печатают, я знаю, что востребован первый этаж, ну второй, максимум. Третий этаж вообще никого не интересует. Я все равно терпеливо дожидаюсь того читателя, который дойдет до третьего этажа. И скажет - а-а-а, вот оно в чем дело!
- Если человек что-то "правильное" думает, но не переводит хорошие мысли у себя в голове в реальные действия, можно ли сказать, что это и есть "настоящее понимание"? Если оно НЕ реализуется?
- Вообще Плутарх говорил, что о человеке нельзя говорить ничего, пока он не умрет. Потому что всегда есть шанс, что он накануне своей смерти сделает что-то такое, что будут помнить многие поколения. Так что нельзя торопиться решать, что реализуется, а что нет. Я думаю, что человек, который созревает, может созревать очень долго.
- Понимание, когда оно уже есть, - оно, ведь, всегда воплощается в действии, в образе жизни?
- Можно так сказать, что понимания настоящего не может быть не проявляющегося. Не прорастающего в делах, в поведении, в облике даже. Ведь, у человека даже отпечатывается на лице все, что он понимает, и чего не понимает. Ну, может, не все, но основные вещи отпечатываются. Сами знаете, про человека можно сказать, особенно про пожилого, добрый он или злой, умный или глупый, обыватель он или творческий человек, рациональный или художественный - много всякого. И когда мы смотрим не только на лицо, но на образ жизни, на поведение человека, на то, что он делает, - в этом точно так же все отпечатывается.
- Духовное развитие в действиях проявляется?
- Конечно, оно проявляется. Оно может проявляться странным образом. Возможностей у нас гораздо больше, чем мы думаем. Удивительное количество возможностей, о которых мы даже не подозреваем. А жена моя считает, что человек вообще должен реализовывать любые свои детские мечтания. Дочку мы не отдали в школу - вообще. Ей 13 лет, а она ни разу там не была. У нее вышло 4 книги уже, сейчас она пишет большую повесть. Рисует акварелью, гуашью, маслом, режет по дереву, керамикой занимается, макраме, делает нетканые гобелены.
- Если извне не давить, то таланты сами собой начинают развиваться?

- Ну, сами по себе может быть и нет, им надо помогать. Мы же учим ребенка ходить, и все это нормально. Если ребенку не дать возможность лепить из глины, то он и не научится. Когда дочке был год и девять месяцев, я перед ней поставил банку с водой, дал кисточку и акварельную коробочку. И сказал - это вот надо макать сначала сюда, потом сюда, потом на бумагу. Это было не обучение живописи, а просто возможность. И она стала рисовать потрясающие акварели. На литературную студию ко мне ходят дети - они все задавлены этой школой, предметами, у них просто очень мало времени, и никакого сочувствия ни со стороны учителей, ни родителей. Так что есть чего делать, есть чем заняться, и внутри себя, и снаружи - огромное количество дел интереснейших.

 

беседовала: Смайл

написать автору

текущее обсуждение на форуме

 

Твое мнение о теме на форуме:

Введите тему нового обсуждения:

Вставьте ваш комментарий:

Это общий форум, сюда может писать каждый. Обязательно для заполнения только поле "Имя".
Имя:  
Пароль:
E-mail:

2003 год
  33   32
  31   30
  29   28
  27   26
  25   24
  23   22
  21   20
  19   18
  17   16
  15   14
  13   12
  11   10

2002 год
  9   8
  7   6
  5   4
  3   2
  1   0


Альбом ZEN-ZEN-ZEN

Межрегиональный эзотерический ресурс - ЭZО-Сеть

НадПроф - Новый Уровень Образованности

Мультимедийные презентации

Литературный конкурс-марафон "Белая Чайка 2003"

Журнал ДзенРу

100 Самых Важных Вопросов и Ответов 2003 года

Магические растения: о свойствах восточных лекарственных растений

  © 2002-2004 Пятое Измерение
Адрес для писем: pi@zen.ru   Дизайн: ИЛ "Ксан"
 

 



Магическая футболка
Магическая футболка
ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Дружественные рассылки
Новости ЭZО-Сети
Библиотека Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия.
Новости БодхиNet
Территория развития
Крылья НадПрофа
Пятое Измерение

 

 

Rambler's Top100 Рейтинг Эзотерических ресурсов Рейтинг@Mail.ru