номер
#14 за 2003 год
Мистическая география
Кайлаш — паломничество по Тибету
С древних времен монахи и отшельники, йоги и старцы отправлялись
в уединение природы для молитв и медитаций. Овеяны легендами и мифами,
историями о духовных подвигах и чудесах Великие Гималаи. В пещерах
и на вершинах гор концентрировали отшельники свою волю и разум в
поисках истины. Места эти подобны столпам, соединяющим Небо и Землю,
рупору гремящему, где молящийся вопрошает, а Владыка несет в ответ
благодать Истины.
Таинственны Гималаи, исполнен радостного трепета преображения мистический
дух Тибета!
Страна эта расположена к северу от Гималайской гряды. Во время формирования
этой горной системы огромная плита была поднята со дна океана и
вознесена на высоту более четырех километров над уровнем моря. Это
огромное плато с широкими долинами, песчаными дюнами и бирюзовыми
озерами венчают ледяные шапки горных вершин. Самая легендарная из
них - священная гора Кайлаш.
Паломничества к этой горе совершаются многие тысячелетия у всех
народностей, проживающих в близлежащих странах. В Индии каждый индуист
почитает за огромное счастье увидеть ее раз в жизни. В древних книгах,
Ведах, написано, что Гималаи - обитель Богов, но Кайлас - излюбленное
место пребывания Шивы. А Шива - мастер сжигания дурной кармы и разрушения
иллюзий! Из его трезубца устремляются на землю потоки невидимого
небесного огня, и грязь превращается в кристально чистый поток энергии.
Многие йоги и искренние искатели истины провели здесь не один год
в медитациях и молитвах. И сегодня здесь иногда можно встретить
людей, из глаз которых словно горная река из ледника, непрерывно
льется поток любви и благодати.
Для буддистов Кайлаш - это дворец тысячи Будд. Здесь медитировал
Падма Самбхава - основатель тибетского буддизма, здесь на камнях
оставил следы своих стоп великий мистик и поэт Тибета - Миларепа.
Есть истории о путешествиии сюда Панчен Ламы и составленных им тайных
книгах о путях в Шамбалу…
Масло в огонь тайны подлил профессор Мулдашев: исследования глаз
привели его тоже к легендарной горе!
Загадки загадками, а хочется и посмотреть своими глазами. Путешествие
в Тибет лучше всего начинать из Непала, где культура страны мягко
и гостеприимно знакомит с древними традициями буддизма. Древнейший
буддистский памятник - ступа Сваямбунатх - расположен на вершине
77-метрового холма, с которого открывается всеохватывающий вид на
долину Катманду. Здесь жили многие ламы, которых почитали великими
учителями не только в Непале, но также в Тибете и Индии. По некоторым
данным ступа здесь построена более 2000 лет назад, а место почитается
как святое чуть ли ни с момента образования Гималаев, когда в долине
Катманду поселились люди.
Итак - в Тибет! Перелетев через Гималаи, мы поселились в самом первом
буддистском монастыре, который основал великий мастер и учитель
буддизма Падма Самбхава. Здесь нам повезло - монахи начали ритуал
сотворения мандалы. На наших глазах рождалась символическая картина
мира: цветные песчинки проливались сквозь пальцы, послушно ложась
в установленные места. К полнолунию ритуал будет завершен и совершенный
мир мандалы одним движением руки будет превращен в кучку песка,
а те, кто строил мандалу, получат духовный опыт, позволяющий приблизить
единственную цель их жизни - достижение полного просветления ради
блага всех живых существ.
Столица Тибета - Лхаса. Храм Джоканг - первый буддистский храм в
Тибете. Вокруг него совершают кору - ритуальный обход святыни. По
лицам и костюмам можно понять, что съезжаются паломники со всей
страны. Другой оплот тибетского буддизма - дворец Далай Ламы Потала.
Здесь в огромных ступах, украшенных золотом, бирюзой и кораллами,
покоится прах почти всех Далай Лам.
Из Лхасы мы отправились в отдаленный горный монастырь. Здесь в пещерах
медитировал король Сонгцзен Гампо, который в 7 веке принес буддизм
в Тибет. В пещере Луны жил мастер Падма Самбхава. Более 130 практиковавших
здесь йогов, достигли просветления. Современные монахи живут почти
так же как сотни лет назад - спят на ячьих шкурах, постеленных на
голой земле, и целые дни проводят в молитвах и медитациях.
И вот пришло время оседлать джипы и отправится в далекие западные
земли, где владеет просторами ветер, горизонт падает к ногам, а
небесные светила еженощно и ежедневно рисуют неповторимые миражи
горних миров.
Промчавшись на джипах не одну сотню километров, мы столкнулись с
первым серьезным препятствием, которое для неискушенного путешественника
может показаться непреодолимым - разлив Брахмапутры. Но наши тибетские
друзья - гид, кук и драйвер (то есть водитель), даже глазом не моргнули!
Улыбки не сходили с их уст, опыт был залогом удачи, и сомнения в
успехе ни на минуту не овладело нашим сознанием. Тут же откуда ни
возьмись, хотя в округе на сотню километров не было видно ни одного
селения, появился радостный тибетец и, засучив штаны до самого возможного
предела, отважно зашагал в глубину разлившейся стихии, указывая
путь нашему джипу. Перебравшись на другой берег, мы с сочувствием
наблюдали, как дальнобойщики на своих львиноподобных машинах пытаются
вытащить застрявший джип какого-то китайца в погонах, который простоял
посреди этой огромной лужи всю ночь. Мы философски покачали головами
- что, мол, делать, карма - и, пожелав удачи, отправились в дальнейший
путь.
Однажды мы ночевали на берегу очень красивого нежно-голубого озера.
Однако его живописность противоречила имени, которое оно носило
- "озеро злых духов". Влекомые исследовательским энтузиазмом,
мы отправились в поисках чего-нибудь, что откроет нам тайну имени
озера. Вокруг было очень тихо и красиво, солнце клонилось к горизонту,
красные кочки травы под ногами становились все более шаткими и неустойчивыми.
И тут мы наткнулись на загадочные следы. Форма их говорила, что
они принадлежат какой-то птице, но вот размеры! Расстояние между
шажками ее было чуть более метра.
Проезжая через высокогорные перевалы, мы иногда встречали стада
овец, неподалеку от одиноко стоящих юрт, сшитых из ячьих одеял.
Ребятишки, часто присматривающие за стадами, всегда окружали машины
и с интересом наблюдали за нашими действиями. Как велико было их
счастье, когда наш гид подарил им игрушечную собаку, стоявшую на
передней панели нашего джипа!
У подножия Кайлаша, согласно индийскому эпосу, бог Брахма, олицетворяющий
собой вселенский разум, создал озеро, имя которому Манасаровар.
Манас в переводе с санскрита - языка Индии, на котором написаны
древние священные книги - означает "разум". Омывшись в
священных водах этого озера, йогин очищается и освобождается от
загрязняющих его сознание неправедных мыслей. Мир и покой благословенного
места вливаются в сердце, наполняют душу радостным ожиданием и чистотой.
Тибетские паломники совершают кору вокруг озера, ночуя в пещерах
и просто под открытым небом, укрываясь одеялами из ячьей шерсти.
Однажды и нам довелось отождествиться с их жизнью и провести ночь
в пещере. Впечатления у всех были разные, необычные и сильные.
Для многих здесь самым лучшим подарком служит портрет Далай Ламы,
который, однако, весьма опасно показывать открыто - иностранцев
за ввоз изображений Далай Ламы, могут задержать на несколько дней
в полицейских участках и даже депортировать из страны. А среди местного
населения могут попадаться стукачи как по убеждению так и по простоте
душевной. Но если случится правильно отличить паломника от стукача,
то счастье и благодарность тибетца будут безмерны.
И вот, наконец, Кайлаш. Встречает белоснежной тишиной.
Начинается трехдневный обход. Священные животные, дающие тибетцам
еду и одежду - яки - сопровождают нас. Погонщик ("як-драйвер")
восседает на одном из них, посвистывая, покрикивая, пощелкивая,
подгоняя остальных животных в нужном направлении.
Недалеко от начала пути расположено место, где тибетцы совершают
погребальные обряды. Говорят, это самое благоприятное место для
перехода в иные миры, так как душа никогда не попадет в ад. Все
грехи прощаются даже при созерцании этой священной горы, столь чисты
и высоки здесь энергии. На месте погребения тибетцы оставляют свои
одежды как символ реинкарнации, символ смены телесных одежд.
Самое сложное и вместе с тем самое главное место, которое проходят
паломники во время коры - это перевал Тары (Будды в женской форме).
Он расположен на высоте 5600 метров над уровнем моря. Здесь флаги
с молитвами отмечают начало новой жизни, здесь рождается уверенность,
что впереди ждет заветный сияющий Путь, а все узкие тропинки по
краю пропасти оставлены в прошлом.
Рядом с перевалом - хрустальное озеро. Шива сотворил его по просьбе
своей супруги Кали, чтобы почерневшее от мороза во время медитации
в горах тело богини обрело новую жизнь. Большую часть года озеро
покрыто толстым слоем льда и только к концу августа открывает свои
изумрудные воды. Изредка индийские йоги совершают здесь специальные
пуджи (ритуалы) и омовения, тибетцы же совершают кору и строят пирамидки
из камней, в знак почитания священного места.
К западу от горы Кайлаш расположено другое место паломничества -
Титапури. Здесь из-под земли вырывается фонтан кипятка, имеющего
целебную силу, а рядом, на месте, где медитировал Падма Самбхава,
расположен храм. Другая святыня - королевство Гуге - имеет богатую
историю и, как могучая столица древнего Тибета, и крупнейший монастырский
комплекс, центр медитаций. В настоящее время она полностью разрушена
- остатки глиняных статуй с едва сохранившейся росписью да многоэтажные
пещеры напоминают о величии короля и молитвенном труде монахов.
Знакомство с судьбой этого народа позволяет по иному взглянуть на
многое в истории собственной страны и цивилизации в целом, задуматься
об истинном смысле мировых изменений. Грандиозный труд прошлого
сохраняет поток жизни в местах молитв и медитаций, Земля рассказывает
слышащим, показывает видящим и просит об исполнении Закона.
Светлана Паша
написать автору
текущее
обсуждение на форуме
|