номер
#14 за 2003 год
Мистическое существо
Амазонки — женщины воины
АМАЗОНКИ И ЭЛЛИНЫ
"Эти женщины, - писал об амазонках древнегреческий историк Диодор
Сицилийский, - жили на границах обитаемого мира. Их мужчины проводили дни
в хлопотах по домашнему хозяйству, выполняя распоряжения своих жен-амазонок,
но, не участвуя в военных кампаниях или управлении как свободные граждане.
Когда рождались дети, заботы о них поручали мужчинам". Видимо, на
полях битв и встретились эти два мира: нарождавшийся античный и почти ушедший
в прошлое мир, где господствовали женщины. Амазонкам приписывают участие
в Троянской войне, вторжение вместе с киммерийцами в Малую Азию и, наконец,
поход в Аттику и осаду Афин.
Появление амазонок под стенами Афин связано с именем Тесея. Тесей, как
повествует Плутарх, плавал к берегам Понта Эвксинского (Черного моря).
Оказавшись у побережья страны амазонок, он пригласил их царицу, Антиопу,
к себе на корабль. Пригласил, значит, заманил во внутренние покои, устроил
музыкальное представление… А тем временем гребцы отгребали. От берега.
Амазонки, оставшиеся на берегу почуяли неладное, и начали кричать, но их
царица не слышала криков из-за музыки. Или из-за лапши, которую ей навешал
на уши Тесей.
История не донесла до нас, что сказала царица, когда наконец обнаружила,
что влюбленный Тесей обманом похитил ее. Но легенда утверждает, что она
полюбила мужественного Тесея и стала его женой.
Между тем, верные своей повелительнице амазонки отправились по суше в далекую
Грецию, чтобы освободить ее. И настал день, когда их передовые отряды стали
видны с афинских крепостных стен. Антиопа сражалась рядом с Тесеем против
своих бывших подданных. Увидев ее на стороне врага, амазонки разразились
воплями ярости. Теперь они еще больше хотели победить вероломных греков.
Но уже не для того, чтобы освободить свою царицу, а чтобы покарать ее за
предательство. Целых четыре месяца ярость воинственных женщин бушевала
под стенами и на улицах столицы. Самое большое сражение произошло у Акрополя.
Только когда военное счастье отвернулось, казалось, от амазонок, грекам
удалось заключить с ними перемирие, и те отправились обратно к себе в Причерноморье.
АМАЗОНКИ И СКИФЫ
Геродот рассказывает, что после битвы эллинов с амазонками в Троянской
войне эллины захватили их в плен и везли на трех кораблях. Но амазонки
перебили всех греческих воинов. Не зная, как управлять кораблями, они,
носимые волнами и ветром, прибыли к берегам Меотийского озера и высадились
на земле свободных скифов у каких-то Кремн. Похитив у скифов табун лошадей,
амазонки начали грабить их страну.
"Скифы же не могли понять, - писал Геродот, - в чем дело: ведь ни
языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда
те пришли; им казалось, что амазонки - это мужчины юного возраста, и потому
они вступили с ними в битву. Когда скифы завладели трупами, оставшимися
после битвы, они узнали, что это были женщины. Посоветовавшись, они решили
больше их не убивать, но послать к ним самых молодых своих мужчин, числом
приблизительно столько же, сколько было амазонок. Те должны были расположиться
лагерем вблизи них и делать то же, что и они будут делать. Если же амазонки
станут их преследовать, то не вступать в сражение, и уклоняться; когда
же те остановятся, они должны приблизившись, стать лагерем. Скифы задумали
это, желая, чтобы от этих женщин родились у них дети.
Посланные юноши стали выполнять порученное. Амазонки поняли, что те пришли
безо всякого злого умысла, и не стали обращать на них внимания; и с каждым
днем скифы приближали свой лагерь к лагерю амазонок. Как и амазонки, юноши
не имели ничего, кроме оружия и лошадей, и вели тот же, что и они, образ
жизни, занимаясь охотой и грабежом. Амазонки в полуденный час расходились
по одной и по две, рассеиваясь для естественных надобностей далеко друг
от друга. Узнав об этом, и скифы стали делать то же самое. И кто-то приблизился
к одной из них, оставшейся в одиночестве, и амазонка не оттолкнула его,
а совсем наоборот, позволила вступить с ней в связь. Она показала жестами
(ведь они не понимали языка друг друга), чтобы он на следующий день пришел
на то же место и привел другого, и что она также приведет другую. На второй
день юноша пришел на то же место и другого привел и нашел амазонку, ожидавшую
вместе с другой. Когда остальные юноши узнали об этом, они также “приручили”
остальных амазонок.
А после, соединив лагери, они стали жить вместе, и каждый выбрал себе в
жены ту, с которой он вступил в связь с самого начала. Мужчины не могли
выучить язык женщин, женщины же усвоили язык мужчин. А после того, как
они поняли друг друга, мужчины предложили амазонкам вернуться вместе с
ними к их народу. Но свободолюбивые воительницы не захотели жить в племени,
где занятие женщин - домашнее хозяйство: они не хотели ни противоречить
местным обычаям, ни менять свои. И они вместе с мужчинами переправились
через реку Танаис и стали жить сами по себе. Так, по легенде, появился
народ савроматов, говорящих на скифском языке с ошибками, так как амазонки
усвоили его неправильно.
С того времени жены савроматов придерживались древнего образа жизни, выезжая
на охоту на лошадях и вместе с мужьями, и отдельно от мужей; они также
ходили на войну и носили ту же одежду, что и мужья. И никакая девушка не
выходила замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов. Следы амазонок
можно отыскать не только в текстах древних авторов. Сейчас есть и материальные
свидетельства того, что они были. На Кавказе, в Северном Причерноморье
и в других местах найдены захоронения женщин, где рядом с бусами на истлевшей
нити лежали боевые ножи, щиты и доспехи - то, что служило воительницам
в этом мире и должно было сопровождать их на пути в иной мир. Вместе с
оружием часто обнаруживают и остатки сбруи: разве амазонка может быть без
коня?
Ирина Ходькова,
мама поэта А.Квинт-Эссенского
написать автору
текущее
обсуждение на форуме
|