номер
#11 за 2003г.
Мистическая география
Вдоль по Ганге босиком
часть II
Белые танцующие слоны
-
Москитос! - предостерегает нас охранник, раздавая плотную нейлоновую
сетку. Местным комарам почему-то мало вашей крови - они еще прихватывают
лоскуток кожи. Заживают такие укусы медленно и болезненно. Наиболее
чувствительные ухитряются расчесать ранки до сплошного кровавого
месива. Так что противомоскитная сетка в Индии крайне необходима.
На рассвете выступаем в путь. Идти лучше босиком, если желаешь получить
полное благо от паломничества. В шествии нас опекает восемь духовных
учителей. Это Джаяпатака Свами, Кавичандра Свами, Ниранджана Свами,
Локанатх Свами, Шиварама Свами, Говинда Свами, Махавишну Свами и
Сухотра Свами. Титул "свами" означает "владеющий
чувствами".
Колонна западных паломников, вытянувшись на добрых два километра,
под неутомимые динамики распевает мантры, прославляющие Кришну.
За семь дней мы пройдем по девяти островам Навадвипы более ста километров.
Больно смотреть на телевизионщиков из Останкино, которые одеты не
по сезону. Практичная в обычных местах "джинса" в субтропиках
растирает тело в кровь за считанные минуты. На второй день они переоделись
в дхоти - традиционную вайшнавскую одежду. Но главное - с их лиц
исчезло настороженное выражение, поскольку собравшиеся здесь люди
никак не походят на религиозных фанатиков.
По Ведам вера - это знания, проверенные практикой. А фанатизм -
это слабая вера по скудости знаний о Боге. Отсюда весь букет противоречий
и конфликтов на религиозной почве. Печально видеть, как современные
люди в своей ненасытной жажде накопительства пытаются растащить
по религиозным углам даже Бога.
Едва наша колонна приближается к очередному селению, как все жители,
побросав домашние дела, спешат к дороге и склоняются в почтительном
поклоне: "Намасте!". Тут главное не зевать. Стоит на секунду
отвлечься, как проворные старушонки уже радостно скребут твои лодыжки
- получают милость святого! Только вам при этом радоваться нечему:
вместе с почтением вы получаете греховную карму этого человека.
Еще неделю проводим в Шри Чандродая мандире - центре Международного
общества сознания Кришны. Огромное количество лекций и семинаров
на всех языках мира. Заканчивается маяпурский фестиваль каскадом
ярких мероприятий, где каждый - зритель и участник одновременно.
После утренней службы объявление: "Желающие принять участие
в беспрецедентной раздаче милости Господа, могут собраться…"
Традиция бесплатной раздачи освященной пищи (прасада) в Индии живет
с незапамятных времен - вокруг храмов Кришны на расстоянии десяти
миль не должно быть ни одного голодного.
В шесть утра выезжаем в Шантипур. Через час на месте. Вереница автобусов
выплескивает в лес около четырехсот добровольцев всех национальностей
и цветов кожи, которые с величайшим энтузиазмом разворачивают полевую
кухню. Еще через пару часов в десятках огромных котлов варятся два
блюда - кичри и халава. К одиннадцати часам в лес уже стекается
народ, который поначалу занимают лекциями, киртанами и спектаклями
на мотивы древних эпосов "Рамаяны" и "Махабхараты".
Поблизости растет древо желаний (калпа-врикша). Любой за небольшое
пожертвование может загадать что - нибудь сокровенное. Поскольку
мое прошлое желание исполнилось, смело загадываю еще одно. Рядом
крутятся торговцы фруктами, холодной водой и сладостями, спеша заработать
свои несколько рупий.
Спешно огромными щитами огораживается участок земли, размером с
футбольное поле. Именно здесь будет проходить раздача прасада. Сладковатый
пряный запах с импровизированной кухни становится гуще, полностью
поглощая умы собравшихся на праздник. Самые нетерпеливые уже образовали
длинные очереди, скандируя: "Кичри, кичри!"
Кавичандра Махарадж, великий специалист по кормлению огромных масс
людей, дает раздатчикам последние наставления: "Больше раза
по ряду не проходить, больше двух черпаков в одну посудину не класть,
максимум три - если мать с детишками". Посудиной называется
одноразовая тарелка из спрессованных пальмовых листьев, которую
впоследствии съедят коровы, обеспечив, таким образом, стерильную
чистоту места.
Первые несколько тысяч человек удается накормить достаточно спокойно.
Вперемежку на простых подстилках сидят респектабельные, празднично
одетые люди из богатых семей и такие, для кого тарелка бесплатного
прасада - как "манна небесная".
Начинают раздачу "белые танцующие слоны" - так называют
нас индийцы. Постепенно инициатива переходит к местным добровольцам.
Народ все прибывает. Похоже, здесь решило собраться все население
Бенгалии.
На обслуживание тысячи человек отводится не более двадцати минут.
Охрана еле справляется с напирающей толпой. Забор по всему периметру
угрожающе трещит. Котлы быстро пустеют.
"А теперь - врассыпную, к автобусам, - командует Кавичандра
Свами, - Если мы не исчезнем раньше, чем закончится кичри, нас будут
бить".
Это, оказывается, входит в программу праздника. Не рискуя дожидаться
финала, через считанные минуты уже сидим в комфортабельных креслах
автобусов, с наслаждением повторяя: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна
Кришна, Харе Харе…
Энциклопедия
Прасад
Предложенная Кришне и таким образом освященная вегетарианская пища
Веды
(санскр. veda, знание, от индоевроп. корня veid - знать, видеть;
ст. слав. вед), древние священные книги индусов, вернее духовная
литература ведийской религии.
Махабхарата, Рамаяна
Древние индийские книги, описывающие житие воплощений бога Вишну
- Кришны и Рамы.
Свами
Титул, даваемый обычно санньясинам (отрекшимся), в подтверждение
истины, что только тот есть истинный правитель мира, кто управляет
самим собой.
Карма
Это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их
последствий, которые определяют характер его нового рождения.
Анатолий Тодоров,
фотографии автора
написать автору
текущее
обсуждение на форуме
|