номер #6 за 2002г.
Расследование
На чем стоит кришнаит?
Я думаю, что многие из вас видели на улицах странных
людей в белых или шафрановых балахонах. Стоят себе, поют, в бубенцы
стучат. Или книги раздают, а бывает что и пищу. Многие называют
их "кришнаитами".
Формально
первые кришнаиты появились в России около 30 лет назад - летом 1971
года, еще во времена застоя.
Шрила Прабхупада, основатель Международного Общества Сознания Кришны,
приехал в июне 1971 года в Москву, чтобы повстречаться здесь с учеными-востоковедами.
Но получилась лишь одна встреча и лишь с одним ученым. Да и тот
после встречи Прабхупадой страшно испугался, стал переживать, что
его теперь уволят с работы. Этим ученым-востоковедом был - да-да,
так закручиваются линии всемирной судьбы, - внук Григория Котовского.
Внук того самого революционера, что махал шашкой в Гражданскую войну.
Григорий Григорьевич Котовский - внук - был зав. отделом индийских
исследований в Институте Востоковедения.
Получилось так, что Шрила Прабхупада пришел к нему. У них была беседа,
сейчас она вышла в виде небольшой книжечки.
Шрила Прабхупада пробыл в Москве всего несколько дней, но за это
время у него появились первые русские ученики. Итак, 1971 год стал
началом развития общин Сознания Кришны в России.
Бурное развитие движения Общества Сознания Кришны началось в конце
70-х - начале 80-х годов. Это, естественно, вызвало реакцию со стороны
КГБ - ведь всякая религия уже должна была исчезнуть вместе с корнями
на территории Советского Союза. И вдруг появляется новая религия!
Головы из пятого управления, которое занималось пресечением идеологических
диверсий, зачесались. Была дана команда "найти, допросить,
запугать и закрыть".
Расстреливать в те годы, конечно, было уже сложновато - не 37-ой,
все-таки, год… Но - начались показательные процессы в десяти городах
страны.
Полоса преследований продолжалась до 1987 года - года подписания
Венского Соглашения, которое поддерживало свободу религиозных взглядов.
Осужденные были реабилитированы, процессы признаны сфальсифицированными.
Но несколько человек в это время погибло, были поломаны судьбы людей.
Подавление вызвало бурное развитие, и в 1988 году была официально
зарегистрирована первая община гаудийа-вайшнавов в Москве.
Видимо, еще с тех, “застойных” времен отложилась в подсознании наших
сограждан какая-то странная боязнь - ведь многие, даже далеко не
глупые люди при упоминании Общества Сознания Кришны произносят:
”А... злобные сектанты!”. Да и сейчас масла в огонь подливает Православная
Церковь: в ряду тоталитарных сект кришнаиты - первые.
Итак, о кришнаитах. Мне приходилось бывать в их Храме на Беговой,
причем, не раз. По-моему, не “зомбировали”. Хотя, разумеется, любая
религия уделяет больше внимания именно своим взглядам, своим ритуалам,
своим мифам. Что же касается самих кришнаитов, то они вовсе не находят
непроходимых противоречий между вайшнавизмом и христианством. Как
не видят и принципиальной разницы между самыми разнообразными религиозными
конфессиями. С другой стороны, ведь русскому человеку православие
должно быть куда как ближе, чем какой-то непонятный вайшнавизм?
Я спросила об этом Сергея Васильевича Зуева, главу отдела общественных
связей Центра Обществ Сознания Кришны в России. Впрочем, когда он
там, в храме, в вайшнавских одеждах, называть его русским именем...
В храме он - Радха Дамодар-дас. Вот что он мне ответил:
- Все религии мира говорят об одном и том же, но разным
людям что-то доступнее другого. Вайшнавизм основан на древнейшей
философии, а потому можно полагать, что он гораздо шире. Существует
своего рода феномен - люди, познакомившись с вайшнавизмом, гораздо
легче воспринимают другие религии, в том числе и православие. Часто
человек начинает впервые задумываться о смысле жизни. А потом, например,
обращается к Православной Церкви. Мы считаем, что это правильно.
Форма религии - это лишь проекция Единого, обусловленная временем,
местом, обстоятельствами, исторической эпохой. Так как корни вайшнавизма
находятся в Индии, то, судя только по обрядам, некоторые люди могут
подумать, что это индийская религия. Ведическая культура, из которой
берет истоки вайшнавизм, столь широка…
Да, действительно, подбирая материалы к этой статье, я обнаружила,
что научные исследования показали, что мифологическая, лингвистическая,
бытовая и поэтическая основы культур всех арийских народов зародились
в то же время, когда были написаны "Веды" - одна из самых
древних книг человеческой цивилизации.
Например, санскрит, язык ведической литературы - предок всех языков,
относящихся к “индо-европейской языковой группе”, в том числе и
русского. Топонимические исследования показывают, что многие географические
названия - имеют санскритские корни. Мокша, Кама, Сура - по России
таких названий тысячи. Тысячи! Люди уже и не помнят, что они означают…
На территории России множество корней ведической культуры (см. статью
“108 + свастика = Солнце” в предыдущем
номере “ПИ”), поэтому и интерес к вайшнавам здесь - вполне естественен.
Однажды я была в вайшнавском (кришнаитском) храме во время священного
праздника Радхаштами. Как же все похоже на наши православные церкви!
Те же благочестивые бабушки с покрытой головой и пакетами с фруктами.
Только не в темных одеждах, а цветастых сари. Музыка - не церковные
хоры, а песни на незнакомом языке. Запах сандала вместо запаха ладана.
И индийцы - настоящие индийцы из Индии! Их в православных храмах
не встретишь. Здесь - единственное место в Москве, где они могут
совершать религиозные обряды согласно своей традиции.
Кстати, заметила разницу. Индийцы стоят или сидят молча, сложив
руки и прикрыв глаза. А наши - особенно бабоньки - теснятся поближе
к месту совершения обряда, глазеют, переговариваются. Даже в этом
- совсем по-русски...
Советник посольства Индии в Российской Федерации, господин Сатбир
Сингх, так охарактеризовал деятельность ИССКОН:
- Это общество следует индийской философской концепции и
имеет достаточно серьезное отношение к некоторым направлениям индийской
культуры и философской мысли. Но Общество сознания Кришны зародилось
не в Индии, а усилиями тех людей, которые хотели больше узнать об
индийской культуре. В этом смысле мы очень доброжелательно к ним
относимся и поддерживаем их начинания настолько, насколько это содействует
развитию двусторонних культурных отношений между нашими странами
и приветствуем их вклад в культурные связи. Мы, со своей стороны,
принимаем участие в индийских культурных программах, проводимых
любыми российскими учреждениями. А ИССКОН - организация, официально
зарегистрированная в России. Поэтому мы охотно принимаем участие
в их мероприятиях. Что касается религиозного аспекта, мы ничего
не можем сказать ни за, ни против. В Индии религия и государство
- два отдельных института. Религия - это личное дело, каждый сам
выбирает свой путь.
Но вернемся к празднику Радхаштами. Как я уже говорила, мне доводилось
бывать в вайшнавском храме и наблюдать торжественные церемонии.
Велика культура индийская! Отдельная история - это музыка. Как они
поют! Сначала заводит мужчина, потом подхватывает зал. Барабаны
гулкие и звонкие бубенцы. И все “Харе Кришна, Харе Кришна!”. Основная
мантра вайшнавов - "Харе Кришна". Состоит из имен бога
- Кришна и Рама. А слово "хара", меняющееся в звательном
падеже на "харе", - обращение к духовной энергии Бога.
Воспевание имен Бога - одна из главных форм служения Богу в практике
Сознания Кришны. Должна сказать, очень красивая практика. То, что
слышала я во время праздника в храме - неземная музыка. Но непонятно...
Это же слова, просто слова... А по убеждению вайшнавов - приближают
к Богу.
- Люди привыкли, что между словом и объектом существует
разница, - говорит Радха Дамодар-дас, - и в материальном мире это
так. Но это не имеет отношения к духовным объектам, где слово, форма
и личность находятся в единстве. Христианское "Сначала было
слово… и слово было Бог…" - отражает эту идею. Бог - это слово,
это имя. Произнесение имени устанавливает связь. Таким же образом
устанавливают связь с Богом и мусульмане, повторяя имя Аллаха, и
буддисты, повторяя имя Будды. Произнесение имени Бога является основной
религиозной практикой для того времени, в которое мы живем. Мы,
фактически, медитируем на имя Бога. Вайшнавы рассматривают жизнь
как медитацию, постоянно пытаясь помнить, говорить, вспоминать об
имени Бога.
Слушая Радха Дамодар-даса, я подумала, что не занимаюсь медитацией,
во всяком случае, в “общепринятом” смысле этого слова. А потому
и мантр не повторяю и не стану, похоже. Почему? Кто его знает..
Может, я имя Бога на дудке играю. Или пишу сейчас это Имя.
Наверно, многие видели поющих кришнаитов (вайшнавов) на улицах.
Сталкивались и с теми из них, что распространяют религиозную литературу.
“Возьмите книгу, - говорят они, - за пожертвование”. Что это значит?
Ведь большинством людей эта акция расценивается как некое вымогательство.
Особенно если вам сообщают: “ваше пожертвование должно составлять
52 р. 24 коп.”, а если нет - отбирают книгу. На самом деле, такая
постановка вопроса с точки зрения руководителей Общества Сознания
Кришны - неверна. Такие случаи скорее исключение, чем правило. Книга
стоит денег. И не всякий готов заплатить за нее полную, реальную
стоимость. Человек решил взять книгу. Если она ему действительно
нужна, он готов заплатить ровно столько, сколько ему позволяют обстоятельства.
И, с другой стороны, ровно столько, во сколько он оценивает собственное
стремление к познанию этой области жизни. Здесь нет ограничений.
Формулировка “пожертвование” призвана сделать источники ведической
мудрости доступными малоимущим. И быть залогом того, что книга попадет
в руки тому, кто в ней действительно нуждается. Выходит, такая форма
требует высочайшего, буквально, коммунистического уровня сознательности
- “даю, сколько могу, беру, то, что надо”. Очень напоминает “от
каждого - по способностям, каждому - по потребностям”.
Еще один интересный аспект вайшнавизма-кришнаитства - различные
религиозные ограничения: от запрета на сексуальные отношения вне
брака до строгого вегетарианства. А также отказ от чая, кофе и других
продуктов, влияющих на состояние сознания человека.
Что нам есть? Только растения? Не каждый готов к этому. С точки
зрения вайшнавов есть мясо просто бескультурно... “Это безумие,
какая тут религия… Точно так же, как опьянять себя”, - сказал мне
Радха Дамодар-дас.
По их верованиям, душой обладают и животные, и растения. Но вайшнавы
считают, что сознание растений развито гораздо меньше. Поскольку
человек в пище, все-таки, нуждается, то есть ему следует только
то, что наносит наименьший вред, причиняет меньшее разрушение. Поэтому
- овощи и молоко! Без мяса.
С вегетарианством связана одна забавная история. Два моих приятеля,
что из бородатых почитателей Льва Толстого, наловили в море мидий.
И тут призадумались не на шутку: “А не животная ли это пища?”. Поскольку
глазок и ножек у мидий обнаружено не было, а есть хотелось, то мидий
начинающие биологи причислили к водорослям.
Я - не вегетарианка. Мне трудно судить, что там обладает большим
сознанием - мидия или капуста? Я, просто, не придаю значения своей
пище. Почему? - Потому что я считаю этот вопрос даже не второ-,
а третье- и четверто- степенным для себя. Но мои состояния духовного
подъема, как ни странно, связаны с отказом от мяса. Я не специально.
Просто не хотелось, и все тут! И чувствовала себя хорошо!... А у
вайшнавов есть опора - вера в истины “Вед”. Может, действительно,
воспитывая свое тело, человек помогает себе расти духовно?
Не знаю, что там чай с кофе, а то, что вайшнавов не увидишь в нетрезвом
виде или с сигаретой, а, тем более, с наркотиками, - правда. Даже
наоборот, они помогают другим людям избавиться от наркотической
зависимости. И вегетарианскую еду раздают бесплатно. В рамках благотворительной
программы “Пища жизни”.
Интересно, что же думают о вайшнавах христиане? Вроде не подкопаешься
- сплошные “богоугодные деяния”. В информационно-консультационном
православном центре св. Иринея Лионского, что занимается проблемами
новых религиозных движений, со мной разговаривать отказались - газета
не та, не сотрудничают...
Протестанты же, в лице Валентина Василиженко, ассоциация “Духовное
Возрождение”, охарактеризовали идеи и деятельность ИССКОН, как “восточную
сказку” - миф, мягко говоря. - “Образ жизни у них умеренный? Да,
“голодной терапией” люди везде занимаются, оздоравливаются. Благотворительность?
Криминальный мир сегодня тоже занимается ею, и что? “Мы, - сказали
мне, - христиане, и верим тому, что написано в Библии, тому, что
Христос - посланник неба и нет Спасения иным путем. Мы не верим
ни в перевоплощения, ни в астральный мир”.
Я не думаю, что людям, стремящимся к духовности, нужно воевать друг
с другом, критиковать, подозревать. Я думаю, что Джон Леннон правильно
сказал: “Делайте любовь, а не войну”. Я думаю, что Достоевский был
прав: “Красота спасет мир!” Я думаю... А вы?
Ольга Шотландия
Собственно, история моего личного знакомства с Обществом
Сознания Кришны началась так. Еще школьницей я днями и ночами заслушивалась
знаменитыми "Битлз", тогда еще полузапретными. "Битлз"
в свое время внесли немалую лепту в популяризацию движения "Харе
Кришна" в Европе и Америке. Именно "Битлз", как ни
странно, дали мне первый толчок к знакомству с Обществом Сознания
Кришны в Москве и написанию этой статьи. “Да... Джордж Харрисон
- вряд ли дурак, - резонно подумала я,- что же он в этом нашел?”
Летом 1969 года, еще до распада самой популярной группы всех времен
и народов, Джордж Харрисон выпустил сингл, ставший хитом. Он назывался
"Харе Кришна мантра". Джордж записал его вместе с преданными
лондонского храма Радхи-Кришны.
В то же время за пять тысяч миль оттуда в комнате монреальского
отеля несколько бритоголовых людей в шафрановых одеждах и несколько
женщин в сари пели вместе с Джоном Ленноном и Йоко Оно песню "Give
Peace A Chance". А три месяца спустя Шрила Прабхупада гостил
целый месяц в их доме под Лондоном.
Год назад, 29 ноября, скончался Джордж Харрисон. Во время "оставления
тела" рядом с ним находились его жена, сын и два его друга
из движения Харе Кришна. После кремации прах тела был развеян над
священной рекой Ямуной в Северной Индии.
Шрила Прабхупада (Бхактиведанта Свами Прабхупада)
в линии преемственности гаудия-вайшнавизма является тем, кто принес
учение в западный мир. До этого вайшнавизм был более распространен
в восточных странах, Индии. С конца XIX века индуизм в целом стал
широко распространяться за пределы своей географической родины и
появился во многих странах мира, особенно интенсивно этот процесс
пошел после получения Индией независимости в 1947 году.
Прабхупада приехал на запад в 1965 году. Он был благословлен своим
духовным учителем на то, чтобы представить ведическую культуру людям
западного мира. До этого в такой авторитетной форме этого не происходило.
Были отдельные журналистские зарисовки, заметки - выглядело это
все просто как экзотика. Глобального вхождения изнутри, как с приходом
Шрилы Прабхупады, до этого не было.
Шрила Прабхупада входит в десятку самых выдающихся религиозных деятелей
XX столетия.
Как сообщает биограф, Шрила Прабхупада тепло отозвался о Москве
и москвичах.
В отличие от испорченных безумным гедонизмом американцев, русские,
по мнению Прабхупады, ведут (вели - в прошлые, советские времена)
более размеренный и упорядоченный образ жизни, а потому более склонны
к принятию духовных ценностей. А то, что по утрам улицы города поливают
водой, напомнает ему древний ведический обычай.
На фото слева - статуя Шрилы Прабхупады в вайшнавском храме.
Отпечаток его стоп ("портрет пяток"), который можно разглядеть
справа от статуи, - для того, чтоб верующие по традиции могли выразить
почтение Учителю прикосновением к ним.
Энциклопедия
Вайшнавизм (вишнуизм) - самое многочисленное
течение индуизма, около 700 млн. человек.
Вайшнавы - последователи вайшнавизма. Называть
их "кришнаитами" тоже правильно, но это название чаще
употребляют журналисты. Сами кришнаиты называют себя вайшнавами.
Название "вайшнавы" происходит от имени бога Вишну.
Вишну - бог, создатель всего. Кришна и Рама - его
воплощения.
Общество Сознания
Кришны (английсая аббревиатура - ИССКОН) - строго
говоря, это общины гаудия-вайшнавов. Европейское ответвление, основанное
Шрилой Прабхупадой. Гаудия-вайшнавы - это одна из четырех ветвей
вишнуизма. Получила название от места происхождения - провинция
Гауда в Западной Бенгалии (Индия). Это одна из немногих религий,
которая описывает бога как личность. Во всех деталях - как он выглядит,
где живет, что любит делать и даже какие у него гастрономические
предпочтения. Надо понимать, что в отличие от нас он совершенно
идеален и не обладает недостатками, присущими нам. Одна из основных
практик гаудия-вайшнавов - повторение имен бога, например, пение
мантр.
Мантра - духовное песнопение вайшнавов, та же молитва.
Корень "ман" на санскрите означает "ум", "тра"
- "освобождение. Основная мантра вайшнавов - маха-мантра (великая
мантра) "Харе Кришна". Состоит из имен бога - Кришна и
Рама, и слова "хара", меняющегося в звательном падеже
на "харе" - обращение к духовной энергии бога.
Мокша (правый приток Оки), а в переводе
с санскрита - "освобождение" от бедствий бесконечных перевоплощений,
сансары. Центральное понятие индуизма. А в древнеславянской мифологии
еще и богиня - Мокошь.
Кама (левый приток Волги) - в индуизме бог любви.
Сура (правый приток Волги) - в индуизме тот, кто
помнит Бога, служит ему, верит в него.
Икша (деревня под Москвой) - зоркость.
По данным лингвистики около 60 % корней русского языка и санскрита
совпадают. "Ведать" и "Веды" - имеют один корень
и смысл. Слова "мнение", "мнить" (др. славянское
"думать") происходят от санскритского "ман",
что значит "ум".
"Будить" - от санскритского "будда", что значит
"пробужденный".
написать автору
текущее
обсуждение на форуме
|