номер #3 за 2002г.
Мистическая география
Катманду - город живой богини
“Мы не гуляли по вселенной
С песней вдоль и поперек,
Hо можешь смело сказать наперед -
Hет места лучше и в раю,
Чем родное Катманду.”
группа “Крематорий”
песня “Катманду”
Катманду,
столица Непала, назван в честь Кастамандап, величественной пагоды
недалеко от Дворца Хануман Дхока.
Легенда гласит, что на том месте где сейчас находится Катманду когда-то
простиралось величественное озеро необычайной красоты. По середине
озера сиял магическим светом цветок лотоса. Со всего мира приезжали
люди, чтобы полюбоваться на это чудо. Дошли слухи о необыкновенном
цветке и до могущественного волшебника Манчжушри из далекого Китая.
Остановился он как вкопанный, пораженный необыкновенной красотой
лотоса. Когда первое удивление прошло, решил он приблизиться к чудесному
цветку, но вода не пускала его. Тогда достал Манчжушри из ножен
гигантский меч и одним взмахом разрубил горы, окружавшие долину.
Вода ушла и на месте бирюзового озера образовалась цветущая долина,
где теперь раскинулся город Катманду. А на том месте, куда, как
говорят, спрятался цветок лотоса, ныне стоит самый древний храм
долины - Сваямбунат.
По другой легенде, некий буддист из Китая, обладающий магической
силой, разрушил одну из гор, окружавших озеро, и выпустил воду.
Индуисты же, утверждают, что все это дело рук Кришны.
рава ли какая-нибудь из легенд или нет - не известно, но определенно
природа оказала свое влияние на историю Непала. Непал состоит из
огромного количества долин, окруженных со всех сторон горными цепями.
Это обстоятельство привело к тому, что на территории Непала возникло
сорок шесть изолированных друг от друга мини-государств. Каждое
государство чеканило свои монеты, и содержало свою армию. Да что
Непал! Сама долина Катманду, представляющая собой ныне единый город,
в прошлые времена состояла из трех городов-государств - Катманду,
Патана и Бхактапура. Долгое время Непал был закрыт для иностранных
граждан, и лишь в 1951 году табу на посещение страны было снято.
Толпы туристов ринулись знакомиться с достопримечательностями древней
страны, а посмотреть здесь действительно есть что.
ПАШУПАТИНАТХ
аверняка все помнят сказку Р. Киплинга про Маугли. Если какому-либо
режиссеру придет в голову идея снять фильм по мотивам сказки, место
лучше Катманду найдется вряд ли. Храмовый комплекс "Пашупатинат"
идеально подходит к сцене про "Затерянный город". Пашупатинатх
является священным местом для всех индуистов, поклоняющихся Шиве.
Тысячи паломников съезжаются в это место, расположенное на священной
реке Багмати. Огонь и вода - два основных элемента мироздания, согласно
индуистской философии. С водой связаны все значимые этапы в жизни
человека. Вода очищает, и люди специально приходят на эти берега,
дабы совершить ритуал, включающий обязательное омовение в водах
священной реки. Ей приносят дары, обращаются с молитвой, просят
благословения.
Согласно индуистской традиции, после смерти тело кремируется, и
Пашупатинатх является одним из тех мест, где совершается этот обряд.
На набережной Багмати можно видеть как совершается ритуал прощания
родственников с умершим, который иногда перерастает в истеричный
плачь жен и матерей, оглашающий и сотрясающий всю округу. После
этого тело устанавливается на приготовленное кострище, мгновение
и едкий дым окутывает набережную.
Согласно индуистской философии все мы проходим через серию перерождений
- реинкарнаций. Человека, прожившего свою жизнь достойно, ожидает
награда - так называемая мокша - освобождение души из цепи вечных
перерождений. Своим поведением человек может либо приблизить, либо
отдалить наступление мокши. И соблюдение ритуала сожжения здесь
играет чрезвычайно важную роль. Прежде чем родиться на свет, человек
какое-то время находится в утробе матери. Считается, что после смерти,
он тоже не может сразу покинуть этот свет. Кто-то должен помочь
ему совершить этот переход. В этой роли обычно выступают его дети
или близкие родственники. Они должны неукоснительно выполнить все
детали обряда. В противном случае душа покойного обречена на вечные
страдания.
Кремация на берегу реки и предание праха воде символизирует соединение
двух основных стихий мироздания и помогают человеку после смерти
перейти границу иного мира. Иногда дело доходит до абсурда. Поскольку
воды реки священны, то и всё, что с ней соприкасается, не может
быть нечистым. А потому здесь же можно наблюдать сцены, которые
мало доступны для понимания европейца и вполне естественны для местных
жителей. Ниже по течению, буквально в нескольких метрах от места
кремации местные женщины стирают белье и моют посуду в воде, в которую
на их глазах сбрасывают прах умерших.
Пашупатинат - основное прибежище садху (йогов). Те чудеса, которые
они вытворяют со своим телом, достойны уважения и восхищения. Обычай
жить за счет пожертвований считается единственно возможным для садху
и не рассматривается, как нечто предосудительное. Садху может стать
любой человек, решивший отойти от мирской жизни и вступить на путь
духовного поиска. Большинство из них является поклонниками бога
Шивы, однако, довольно многие поклоняются богу Вишну. Отличить их
можно по специальному знаку - линий на лбу, который называется тилака.
У шиваитов они горизонтальные, а у вишнаитов - вертикальные. Кроме
садху в Непале можно встретить гуру. Слово "гуру" означает
"учитель". В Катманду живет один из них по имени Милк-баба.
Ему 70 лет. Вот уже 20 лет он питается исключительно молоком. Он
считает причиной всех человеческих страданий неуемные желания человека.
Свои желания он давно научился контролировать. Ему неведомы чувство
голода, жадность и злоба.
БОГИ
непальцев непростые отношения с богами - это видно по статуям.
Например высокочтимому богу обезьян Хануману просто залепили все
лицо ритуальной пастой - говорят, что если он вдруг откроет глаза,
то весь мир в тот же момент постигнет ужасная катастрофа. Стандартный
метод избежать немилости богов - подношения. Они бывают самыми разными.
Грозному Бхаирабу в течение всего года принято подносить растительную
пищу. Но один день в году этот бог жаждет крови, и тогда приходит
черед жертвенных животных, в течение года ждущих своего часа на
привязи у ступеней храма. В этот день кровь льется рекой, и животный
страх вселяется в души случайных туристов, услышавших гул Великих
барабанов, расположенных напротив статуи Бхаираба.
ДИПАВАЛИ
конце октября в Катманду проходит красочный праздник огней, который
носит название Дипавали. Все вокруг украшается цветами шафрана.
Обязательным элементом праздничного стола в этот день является сушеная
рыба. Собаки в этот день - почитаемые животные. Им одевают на шеи
гирлянды цветов и наносят на лоб ритуальный знак - тику. Считается,
что именно собаки являются проводниками душ через реку мертвых.
Ну а о коровах и говорить не приходится. Священное для каждого непальца
животное в этот день также буквально осыпается почестями. С приходом
темноты наступает кульминационный момент праздника. Именно в это
время Лакшми - богиня благополучия - заглядывает в понравившиеся
ей дома. Как легкокрылый мотылек, летящий на огонь свечи, стремится
она к хорошо освещенным домам. И потому каждый старается как можно
ярче осветить свое жилище. Ведь не каждый год удача стучится в дом!
Особенно усердствуют в этот день торговцы, и потому все улицы города
расчерчены длинными линиями горящих светильников, а из окон домов
доносятся песнопения, призывающие богиню.
КУМАРИ
оворят, что в Долине Катманду живет 10 миллионов Богов. Если разделить
это число на всех жителей, то получится больше чем по 30 Богов и
Божков на каждого… В Катманду есть и живая Богиня, появившаяся в
18-ом веке, и реинкарнирующаяся как Далай-Лама. Ее зовут Кумари,
и живет она во дворце на Площади Дурбар. Кумари - это девочка, воплощающая
в себе высшую степень чистоты и невинности. Считается, что таковой
она может оставаться только до первой менструации, после этого Кумари
становится обыкновенной девушкой, и специально обученные служители
объявляют поиск новой Кумари.
Богиня покидает дворец, где живет с матерью и прислугой, всего несколько
раз в год для участия в праздниках. Самый красочный из них - Индра
Джатра. В течение 3 дней Кумари объезжает пестрый и шумный город
на расписанной наподобие храма деревянной телеге высотой с 3-этажный
дом. Настоящая Кумари рождается среди коренных жителей долины Катманду
- невари. Она должна уметь безошибочно узнавать принадлежавшие ей
раньше предметы, соответствовать 32 физическим параметрам - от цвета
глаз до тембра голоса - и определенным показателям гороскопа. Кстати,
в Непале ни одно серьезное дело не начинают без рекомендации астролога.
ШЕРПЫ И ЙЕТИ
ерпов (в переводе "люди с Востока") - представителей
немногочисленной (около 100 тысяч человек) народности - именуют
еще горными львами. Они не только лучшие носильщики в горах, но
и прекрасные знатоки местности, незаменимые проводники и помощники.
Один из шерпов, Н. Тенцинг, 29 мая 1953 года вместе с новозеландцем
Э. Хиллари покорил высочайшую вершину мира - Эверест.
О йети - снежном человеке - рассказывают множество невероятных историй,
кто-то считает его сохранившимся представителем предыдущей расы
землян, кто-то инопланетным пришельцем. В Гималаях время от времени
находят огромные следы и клоки шерсти загадочного существа, ростом
примерно в полтора раза больше человека. Оно покрыто темным мехом,
питается растениями и мелкими животными, передвигается на задних
конечностях. С начала XX века постоянно организовываются научные
экспедиции криптозоологов, но каждый раз йети удается избежать встречи
с людьми. Вообще, снежный человек отлично вписывается в древнюю
культуру и повседневные представления шерпов. В монастыре Пангбоче
якобы хранится скальп йети. Легенда гласит: давным-давно шерпы и
йети жили совсем рядом друг с другом. На окраине деревни люди решили
построить новые жилища. Они трудились не покладая рук целыми днями,
но йети приходили каждую ночь и с шумом разрушали все новые постройки.
Они не хотели навредить, а лишь пытались переделать постройки на
свой лад, но у них ничего не получалось. Тогда шерпы собрались и
решили проучить горе-строителей. Приготовив крепкий-крепкий чанг
(местный алкогольный напиток), они отнесли его к месту обитания
йети. Рядом же они положили острые изогнутые непальские ножи - кхукри.
Непривыкшие к алкоголю йети быстро опьянели, повздорили, схватились
за ножи и поубивали друг друга.
Юля Капишникова
написать автору обсудить
на форуме
|