номер #1 за 2002г.
Расследование
Кто же такой на самом деле Саи Баба или как материализовать
пепел
В этот раз мне посчастливилось увидеть одно из самых
популярных магических действий Саи Бабы:
материализацию священного пепла вибхути.
ДУМАЛ
— СОБИРАЛСЯ
Откровенно говоря, ехать к Саи Бабе в Путтапарти у меня не было
особого желания. Приехав в Индию на два с лишним месяца по двум
причинам — посмотреть эту удивительную страну и решить несколько
бизнес-вопросов — я остановился близ курортного городка Пондичерри
на побережье океана, в недорогом гестхаузе "Дамо".
Выбор мой был не случаен. Ходят упорные слухи, что именно с этого
места когда-то вышел "бородатый варвар" Бодхидхарма в
Китай. Да и сам по себе гестхауз находится в очень удобно-выгодном
месте. Рядом — Ауровиль. В 100 метрах — океан. До Пондичерри — рукой
подать. И так я хорошо прижился на этом месте, что выезжать с него
куда-либо мне было, по крайней мере, неохота. Но, к счастью, один
мой хороший знакомый все-таки убедил меня в том, что "быть
в Индии и не побывать у Саи Бабы — значит не быть в Индии".
Так я решился на эту поездку.
ПУТЬ ДОРОЖКА
Ночной автобус из Пондичерри за 7 часов довез меня до Банголора.
В Банголоре — пересадка. На другой автобус до Путтапарти. Автобусы
в Индии конечно не ахти. Не сравнить с венгерским "Икарусом"
и даже с нашим "ЛиАЗом". Мне, наверное как иностранцу,
выпала участь сидеть рядом с выбитым окном. Нельзя сказать, что
ночью было слишком холодно, но, прихваченный мною "на всякий
случай" свитер пришелся кстати. Накрывшись им как одеялом,
я всю дорогу пытался уснуть в трясущемся, дребезжащем и беспрестанно
громко сигналящем автобусе. Но попытки мои не увенчались успехом,
и за все время пути я, если и заснул, то не более чем на 20-30 минут.
В дороге до самого Путтапарти я не встретил ни одного белого человека.
Этот факт натолкнул меня на мысль о том, что очевидно сейчас не
самое лучшее время путешествовать для белых туристов — в Афганистане
война, в Кашмире беспорядки и вообще, как-то неспокойно в мире.
Но, по приезде в ашрам Саи Бабы, мои опасения оказаться единственным
белым в Путтапарти были развеяны. По крайней мере, третья часть
гостей ашрама была моего родного цвета кожи.
Более того, в многоголосой толпе жаждущих просветления иногда даже
слышалась родная русская речь, с ее неповторимыми оборотами, что,
конечно же, не могло не радовать мой слух, уставший от незнакомого
"бла-бла-бла" индийцев.
Таким образом, зная всего 3.5 английских слова и имея весьма смутное
представление о том, куда и зачем приехал, я оказался в гостях у
Свами — так ласково называют Бабу в народе.
Сразу же у входа в ашрам — а он оказался в нескольких шагах от
автобусной станции и был найден мною интуитивно, по принципу "куда
ноги понесли" — меня, со словами: "Sai Ram!", встретили
улыбчивые индийцы в сине-голубых полосатых галстуках с золотистого
цвета медалью-эмблемой на груди.
Догадываюсь, что это никто иные как севадалы — служители ашрама,
в чьи обязанности входит поддержание дисциплины и порядка, а сочетание
"сайрам", как впоследствии оказалось, самое популярное
словосочетанием в Путтапарти, имеющее, в зависимости от интонации
его произношения, весьма широкий спектр значений — от "спасибо-пожалуйста"
до — "куда прешься, скотина?"
Улыбаясь в ответ как можно радостней, подхожу к одному из севадалов
и начинаю что-то плести про "где тут у вас гестхауз" на
весьма прозрачном английском. Как ни странно, меня понимают и, более
того, дают мне в сопровождение человека, который буквально за руку
ведет меня к административному зданию.
У входа в офис сопровождающий меня индиец жестом указывает на то,
что рюкзак нужно оставить на входе. Наслышанный об индийских ловких
жуликах, я с некоторой опаской расстаюсь со своим багажом, но, в
какой-то момент, вспоминаю, КУДА я приехал, и тут же стыжусь своих
мыслей. Стыдиться — стыжусь, но на всякий случай за рюкзаком таки
поглядываю. Как известно, Бог бережет береженого.
Приветливый служащий-администратор за компьютером что-то долго
объясняет мне на английском языке о правилах оформления в гостиницу
при ашраме. Их — гостиниц — на территории большое количество разных
классов, начиная от "люксов", с навесами для личных автомобилей,
и заканчивая так называемым "шедом", где наиболее бедные
слои населения, а также туристы, которым не хватило мест в благоустроенных
номерах, могут за условную плату жить по принципу "общежития",
расположившись прямо на полу в не слишком просторном помещении,
вмещающем в себя, наверное, до полусотни человек.
Из всего многосказанного администратором я понимаю только то, что
одноместных номеров нет и у меня есть выбор — либо идти в двухместный,
либо — в "шед". Я, естественно, выбираю "двухместный".
Но — тщетно. Оказывается, что для поселения в двухместный номер
нужно наличие двух человек одновременно, а поскольку я приехал один,
то прямая мне дорога только в "шед", в котором, ко всему
прочему, даже матрасы не дают — спи как хочешь.
И вот выхожу я из административного корпуса с волчьим билетом за
30 рупий в тот самый "шед" в не слишком веселом настроении,
как вдруг — о чудо! — ко мне подходит интеллигентного вида молодой
человек в очках и представляется как Раджа из Малайзии, который
также нуждается в двухместном номере, как и я. Это была моя первая
случайная удача в ашраме у Саи Бабы.
Таким образом, познакомившись с замечательным человеком Раджой
и совместными усилиями получив таки долгожданный ключ от двухместного
номера, я, наконец-то, могу облегченно вздохнуть и, приняв душ,
поваляться вволю на кровати. Что я и делаю. Правда, лежать долго
мне как-то не лежалось. Какая-то внутренняя сила подталкивала меня
к тому, чтобы я окончил свой отдых и пошел прогуляться. Раджа к
этому времени уже ушел из номера в город, и я в одиночку отправился
осматривать территорию ашрама. Вот здесь произошла вторая приятная
случайность.
Абсолютно не зная куда идти, я каким-то чудом вышел именно к тому
месту, где совершается главное действие в ашраме — "даршн",
во время которого Саи Баба проходит из своей резиденции в храм мимо
сидящих на мраморном полу гостей ашрама. Это священное место называется
"мандиром" и представляет собой огромной площади навес,
выполненный в высокохудожественном религиозном стиле со множеством
мраморных колон, хрустальных люстр под потолком и позолоченных фигур
и статуй.
Роскошь мандира меня приятно потрясла. Но, более всего, меня поразила
моя везучесть. Стоило мне только подойти к воротам мандира, как
— словно по заказу — вдруг зазвучала негромко приятная индийская
музыка и, через несколько минут, я увидел в метрах 50 от себя небольшую
процессию, которую возглавлял небольшого роста старичок с пышной
копной волос на голове в ярко-оранжевом одеянии. Вне всяких сомнений
это был Саи Баба
Сложно описать чувства, мною при этом испытываемые. Скорее всего,
это было чисто человеческое любопытство. Я увидел человека, о котором
слагают легенды и которого называют даже Богом, но при этом — я
увидел ТОЛЬКО человека. Если бы он встретился мне в обычной индийской
толпе, то единственное, на что я, возможно, обратил бы внимание,
так это на его роскошную шевелюру. То было моя первая встреча с
Саи Бабой.
В течение 5-ти дней, проведенных мною в ашраме, таких встреч было
несколько. Как примерный "преданный" — так называют в
ашраме поклонников Саи Бабы — я каждое утро, около 4-х часов, поднимался
по звонку будильника вместе с Раджой и шел к мандиру, перед которым
к этому времени уже сидела прямо на бетоне тротуара длинная очередь
желающих лицезреть Бабу. После часового ожидания в неудобно-непривычной
для меня "позе лотоса", севадалы поднимали нас по команде
и провожали непосредственно в сам мандир, где предстояло следующее
испытание — отсидеть на мраморном, но не менее жестком полу еще
3 часа до появления Свами.
Это было тяжелым испытанием, наверное, не только для меня, поскольку
буквально весь мандир — а к 6-7 часам утра там уже собиралось до
тысячи человек — вздыхал и охал, переваливаясь с одной отсиженной
ягодицы на другую. Но были среди нас и настоящие йоги. Они могли
сидеть несколько часов подряд не шелохнувшись до самого появления
Саи Бабы и вызывали во мне искреннее восхищение.
Оказаться в первом ряду сидящих в мандире — большая честь. Это
означает, что Саи Баба пройдет совсем рядом, и можно прикоснуться
к его стопам или передать ему письмо. Правда, охранники Свами очень
внимательно следили за тем, чтобы как можно меньшее количество желающих
дотягивались до священного тела и одеяния Бабы. Только лишь единицам
выпадала такая большая честь, и их радости при этом не было предела.
За пять дней пребывания в ашраме мне не посчастливилось ни разу
сидеть в первом ряду. Фортуна упорно отворачивалась от меня в момент
жеребьевки, когда один из севадалов вынимал из мешка бирку с номером,
согласно которому одна линия сидящих на улице ровными рядами людей
располагалась в определенном месте непосредственно в самом мандире.
Максимум, чего я оказался достоин, так это попасть в третий ряд
однажды днем, после очередной, утомительной отсидки под палящим
солнцем перед мандиром. Но это было еще одной приятной случайностью
для меня.
ПЕПЕЛ
В этот раз мне посчастливилось увидеть одно из самых популярных
магических действий Саи Бабы — материализацию священного пепла вибхути
(?).
Это было за день до моего отъезда из ашрама. Я сидел в третьем
ряду от красной ковровой дорожки, по которой должен был проходить
Саи Баба. И вот, когда Свами подошел к тому месту, где я сидел,
достаточно близко, он внезапно остановился и обратил свой взор на
человека, сидевшего в первом ряду передо мной. Мужчина, лет 50,
азиатской внешности, мгновенно упал к стопам Свами в радостном экстазе,
на что Баба отреагировал однозначно: "Не нужно!" и, подняв
своего преданного жестом, задал ему несколько вопросов. После их
короткого диалога Саи Баба несколько раз взмахнул рукой и — я это
видел с очень близкого расстояния — неожиданно в его ладони появилась
пригоршня сероватого порошка-пепла, которую он высыпал в руки счастливчику.
В детстве я не раз был в цирке и видел фокусников. Но такой радости,
которую продемонстрировали ВЗРОСЛЫЕ люди от "фокуса" Саи
Бабы, я не встречал ни в одном цирке. Мне очень хотелось поверить
в то, что это было действительно настоящее чудо, а не ловкий трюк.
И я в это поверил. Также как поверили Саи Бабе миллионы людей в
мире, почитая его и поклоняясь ему как Богу. Они поверили в то,
что именно он поможет им обрести здоровье, любовь, материальное
благополучие и готовы ради этого не то что часами — сутками сидеть
на мраморном полу мандира в медитации или напевая мантры. А в качестве
подтверждения и укрепления своей веры, они хотят видеть чудеса,
коих в арсенале Саи Бабы достаточное количество.
ХОТИТЕ ПЕПЛА? — СКОЛЬКО УГОДНО!
Чуть позже, того преданного, которому посчастливилось получить
священный пепел из рук самого Свами, в буквальном смысле чуть было
"не порвали на части" другие, менее везучие преданные
в стремлении получить от него хотя бы щепотку этого волшебного порошка.
Мужчина на счастье оказался не слишком жадным и поделился с ближними
до последней пылинки, хотя был явно шокирован таким поведением собратьев.
КТО ЖЕ ТАКОЙ САИ БАБА?
А я вот о чем задумался в тот момент, наблюдая за действиями "преданных"
— и все-таки, кто же такой этот Саи Баба?
Еще будучи в России, я слышал много версий на эту тему, начиная
с того, что он — жулик, выдающий себя за Бога, и заканчивая тем,
что он есть Бог. В Индии также мнения на эту тему весьма противоречивы.
Кто-то, с пеной у рта и фанатичным блеском в глазах настаивает на
"божественной версии", кто-то же — и это, в основном,
те люди, которые чего-либо не получили от Саи Бабы — утверждает,
что никакой он не Бог. Существует правда еще и нейтральная версия,
которая, кстати говоря, лично мне ближе всего.
Саи Баба — величайший человек, несомненно, обладающий выдающимися
магическими способностями. Если придерживаться версии, что "Бог
присутствует везде и во всем" — то, конечно же, он — Бог, как
впрочем и каждый из нас в потенциале. Другой вопрос, что далеко
не каждый человек обладает такой большой магической силой как Саи
Баба. Ведь он не только творит чудеса, материализуя на глазах своих
преданных пепел и кольца, а, в буквальном смысле, устраивает судьбы
некоторых людей.
ИСТОРИЯ ИСЦЕЛЕНИЯ РАДЖИ
Вот история, которую поведал мне мой новый друг Раджа с такой силой
вдохновения, что я понял его даже без специального знания английского
языка.
Радже — 41 год. Он имеет свой небольшой бизнес в Малайзии по выращиванию
рыбы. В 1999 году, по его словам, он стал жертвой "бэд пипл"
— нехороших людей, которые использовали против него "блек мейджик"
— черную магию. Нужно было видеть, какими жестами и мимикой Раджа
передавал мне свои боли в тот период. Он не мог ни спать, ни есть
и ослаб до такой степени, что перестал ходить на работу.
О Саи Бабе Раджа узнал впервые в 1979 году. Весь этот период, до
своей страшной болезни, он не являлся поклонником Саи Бабы, но почитал
его как великого человека мира. Но вот эта болезнь заставила пересмотреть
его свои жизненные ориентиры.
Однажды ночью, во сне, Раджа увидел образ Саи Бабы. В этот момент
— и опять же Раджа очень энергично продемонстрировал мне свои ощущения
— он почувствовал сильнейшие потоки энергии, пронизавшие его тело
вдоль позвоночника снизу вверх, словно электрошок. Неожиданно открылась
рвота, и он был очень напуган, не понимая, что же с ним происходит.
Закрывая глаза, он видел перед собой устойчивый образ Саи Бабы.
Через несколько дней после этого события Раджа совершенно выздоровел.
Его тело наполнилось новой силой и энергией, и с тех пор он стал
преданным поклонником Саи Бабы. В этом году он впервые приехал в
Путтапарти, чтобы в течение 108 дней быть рядом со своим исцелителем
во время даршна, и его самой заветной мечтой является желание попасть
на прием к Саи Бабе, так называемое "интервью".
Было бы несправедливым также не отметить и тот факт, что даже мне
удалось решить один жизненно важный вопрос именно в мандире у Саи
Бабы. Возможно, это прямое следствие того, что на несколько дней
я оказался в спокойной и дружественной обстановке, а, может быть,
это непосредственный результат воздействия излучения Саи Бабы, которое
лично я ощущал очень сильно в виде прилива беспричинной радости
при его появлении. Причем решение моего вопроса пришло как-то внезапно
— вспышкой-озарением в моей голове. В доли секунды мне представился
оптимальный вариант решения вопроса с такой убедительной силой,
что, вспоминая и анализируя его позже, я пришел к выводу что да
— это было не случайное решение.
Эти два примера, конечно же, не являются бесспорным доказательством
"божественной версии" Саи Бабы. Да меня, честно сказать,
этот вопрос и не слишком волнует. Но они стали подтверждением моего
личного предположения, что да! Деятельность Саи Бабы нужна не только
ему и окружающим его севадалам. Баба нужен людям. Он нужен именно
таким, каким его хотят видеть — материализующим пепел и приходящим
во снах, поскольку древняя мудрость о хлебе и зрелищах до сих пор
актуальна. Нет пока в мире способа более эффективного по убеждению
толпы, чем способ "театрализованного представления" с
демонстрацией всевозможнейших чудес и трюков. Первое слово, слетающее
с уст обывателя к человеку, называющему себя Богом: "Докажи!"
Вот и доказывают, кто как может. Иисус пошел на крест. Баба — пепел
материализует.
Я слышал много критики в адрес Саи Бабы. Да, критиковать его также
легко, как легко критиковать любого выдающегося человека или политического
деятеля. Но хочу обратить внимание на тот факт, что именно благодаря
деятельности этого человека на сегодняшний день процветает туристический
бизнес в Индии. Ни для кого ни секрет, что большая часть туристов
едут в Индию именно к Саи Бабе. Более того, из обычной деревни Путтапарти
разрастается в город с мощной инфраструктурой и торговым бизнесом,
а для не слишком богатой Индии это хороший показатель.
Большая часть населения Путтапарти живет за счет обслуживания гостей
ашрама, торговли сувенирами и продуктами питания. Безусловно во
всем этом заслуга Саи Бабы.
Другое дело, это этическая сторона вопроса, которую можно сформулировать
весьма конкретно — а не дурачит ли Великий Индийский Учитель своих
учеников называя себя Богом именно в том смысле, какой они вкладывают
в это понятие — Бога, которому нужно непрестанно молиться и, при
возможности, целовать ноги? Этот вопрос остается открытым.
Конечно же, как и в любой организации, в ашраме есть свои перегибы.
Так, например, мне довелось наблюдать картину когда севадалы-охранники
Саи Бабы чуть не избили одного преданного, который слишком рьяно
пытался приблизиться к их хозяину. Но нельзя при этом не указать
и на тот факт, что буквально через несколько секунд после этого
инциндента охранники были вполне серьезно, судя по их испуганному
виду, наказаны каким-то вышестоящим начальником.
Да. Конечно же, перегибы есть и будут. А как же им не быть, поскольку
в ашрам едут не только истинно верующие люди и преданные Саи Бабы,
но и просто ротозеи, жадные до всяких чудес и диковинок. Видел я
в ашраме и панков, с хохолком волос на бритой голове и неряшливым
видом, поведение которых было явно не в уставе ашрама, и группу
агрессивно настроенных людей в черных одеждах, которые на любое,
кстати говоря справедливое замечание севадалов, отвечали дерзкими
выпадами в их сторону и пренебрежительным отношением к окружающим
людям.
Как и всюду в мире эти явления вполне естественны. Другой вопрос
— как организовать таким образом учреждение вроде ашрама Саи Бабы,
чтобы не ограничивая доступ абсолютно всех желающих посетить его,
сохранить в нем дисциплину и порядок, обеспечивающие безопасность
людей. Пока только Саи Бабе удалось решить эту задачу наиболее эффективным
способом, о чем говорит постояный рост количества гостей ашрама
со всего мира.
А что касается вопроса "чистоты" деятельности Саи Бабы,
то моя позиция такова. В мире где правят нечистые на руку политики
и бизнесмены, тоталитарные секты и фанатики-исламисты — опыт Саи
Бабы самый безвредный и безобидный опыт.
Я не являюсь поклонником Саи Бабы, но каждому, кто меня спросит,
скажу о нем только то, что видел собственными глазами. Да! — великий
человек. Да! — материализует пепел. Да! — помог мне лично...
PS
Буквально за час до моего отъезда из Путтапарти, я в последний раз
пошел на даршн к Саи Бабе, держа в руках несколько свежераспечатанных
на принтере листов с текстом этой статьи. Мне опять посчастливилось
сидеть в третьем ряду. Более того, я попал в группу только что приехавших
русских туристов. Во время своего обхода, Саи Баба опять остановился
в двух шагах от меня, обращаясь с вопросом: "Из какой вы страны?"
к одному из русских, сидящих справа от меня. "Рашиа!"
— прозвучало в ответ. "О! Рашиа!" — Саи Баба многозначительно
покачал головой и — взмахнув пару раз рукой — опять на моих глазах
материализовал пепел для человека из России. Мне было почему-то
очень радостно за этого человека и за Россию в целом. И вот что
интересно. Я специально наблюдал за действиями окружающих людей
в этот раз. Никто даже не пытался претендовать на священный пепел,
доставшийся нашему соотечественнику. Таким образом, весь пепел остался
России!
ОФИЦИАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ
Сатья Саи Баба родился 23 ноября 1926 года в небольшой деревне Путтапарти,
в штате Андхра Прадеш в Индии. Он был четвертым ребенком в простой
благочестивой семье. Его назвали Сатья Нараяна Раджу. В мае 1940
года, в возрасте 14 лет Сатья Нараяна Раджу открыл, что он является
воплощением Саи Бабы из Ширди. Саи Баба из Ширди, несмотря на то,
что он был брахманом по рождению, прожил жизнь мусульманского святого
в деревне Ширди и умер в 1918 году. Своей жизнью и деятельностью
Саи Баба из Ширди заложил основу индусско-мусульманского единства
в Северной Индии. Перед смертью он предсказал, что вновь родится
спустя 8 лет. В возрасте 14 лет Сатья Нараяна Раджу провозгласил
Себя Сатья Саи Бабой и объявил, что покидает родителей и брата,
так как его преданные ждут его. Сатья Саи Баба оставил родительский
дом и начал свою проповедь.
из “Крамола-Йоги”
(легкий обзор основных тенденций на примере поездки к Шри
Сатья Саи Бабе)
фрагменты
Повторяя слово "ОМ",
Не забудь про слово "МО" —
СКВА, СКВА — ква-ква— ква,
у-у-у — Россия.
Вера Православная —
Вот это сила!
Больше ханжества, ребята!
Вы ж — советские архаты?!
Грудь прямей, ровнее шаг —
Взвейся Харе Кришны знамя!
Выше Брахмапутры флаг.
Зеленые мушунчики падают и кусаются.
Я их побрызгал, а они не дохнут.
Комары как-то исчезли. Бабы толкаются.
Все хотят быть поближе к Богу.
Как-то утром Махадэва
Говорила Махавишне:
"Харе Кришна — Харе Кришна... —
А мне-то какое дело?
Кто — любит братьев Пандавов,
А кто — Кауравов,
Кто — родом с Индии,
А кто — с Урала.
Кто-то — власть советскую стойко защищал.
Кто — добро народное нещадно расхищал.
Кто — на лапках прыгает,
Кто — в земле растет.
Каждому созданию нужен свой подход.
Создания — различаются:
То — женятся, то — влюбляются.
Так заповедал Всевышний.
А ты говоришь — "Харе Кришна".
Клейн. октябрь, 1996
репортаж из Индии — Игорь Шухов
(г. Путтапарти)
написать автору
обсудить
на форуме
|